Найти в Дзене

Как связаны Рюрик, кукушки и яблоки?

Владимир Сергеев

Корела, она же Кексгольм, она же Кякисалми, она же Приозерск. В этот маленький городок на севере Ленинградской области редко едут за архитектурными впечатлениями, а зря. Там есть, на что посмотреть, хотя за 20 минут неспешным шагом можно пересечь весь город, да и тому же Выборгу Корела уступает во всем. История у Корелы — куда как древняя, и обстоятельства её основания теряются в глубине веков.

Символ Корелы — башня Ларса Торстенссона XVI века. Фото: Владимир Сергеев
Символ Корелы — башня Ларса Торстенссона XVI века. Фото: Владимир Сергеев

По местной легенде, князь Рюрик заболел, пока охотился на Вуоксе, и вскоре умер в своей крепости, которую назвали Корелой. Легенда эта ничем не подтверждается, но напротив крепости ныне стоит камень в память этого события. Имя Корела закрепилось за городом в московское время, а в новгородское он именовался «Корельским городком». Это значит, что город основали карелы — финский народ, обживший территорию будущей Ленинградчины еще в неолите.

Предполагают, что первоначальным названием поселения было карельское Кякисальми или Кекисальми — «кукушкин пролив». Производным от него явилось шведское Кексгольм — «остров кукушки».

Термин «Корельская земля» появляется на страницах летописей в 1270-е годы, когда практически вся долина Вуоксы вплоть до берегов озера Сайма принадлежала Новгороду. Ну как принадлежала — просто платила дань, так как на тот момент ближайшими крепостями новгородцев были Ладога и Копорье, не существовало ещё даже Орешка.

На протяжении XIII века за земли Карельского перешейка развернулась упорная борьба. Первые шведские походы были отбиты, в том числе Александром Невским, но в 1293 году шведы достигли первого большого успеха. Основали в самом сердце карельских земель укреплённый город Выборг. Год спустя новгородцы пытались весьма крупными силами взять его, но потерпели поражение.

В 1295 году шведы берут Корелу и ставят крепость. Реакция новгородцев была быстрой. В тот же год шведский острожек был взят и «город разгребоша».

В 1310 году строится новая, на сей раз значительно более серьёзная крепость. В 1314 году она будет на год захвачена шведами, но через год отбита. По Ореховецкому миру 1323 года Новгород признаёт западную половину Карельского перешейка за шведами, и Корельский городок становится приграничной крепостью. Для управления этими землями новгородцы отправляют двух литовских князей на новгородской службе — Наримунта и Патрикея, сыновей Гедимина. Это говорит кое-что о значении крепости.

Приозерск, финская, так называемая «Новая» кирха. Построена по проекту архитектора Армаса Элиэля Линдгрена в 1930 году. До недавнего времени — ДК. Ныне пустует, хотя стоят новые двери и стеклопакеты. Фото: Владимир Сергеев
Приозерск, финская, так называемая «Новая» кирха. Построена по проекту архитектора Армаса Элиэля Линдгрена в 1930 году. До недавнего времени — ДК. Ныне пустует, хотя стоят новые двери и стеклопакеты. Фото: Владимир Сергеев

Шведы брали Корелу ещё не раз: 1337, 1411. Под 1364 годом летопись сообщает, что «в Корельском городке посадник Яков поставил костер камен», т.е. каменную башню, включив ее в систему земляных и деревянных укреплений. Ранее считалось, что башня эта сохранилась в основе круглой башни, которую мы видим сейчас, но раскопки А. Н. Кирпичникова (1970-е) опровергли это, хотя фундаменты старой башни находятся рядом.

В январе 1478 года все новгородские земли включая Корелу стали землями князя московского. Вплоть до Ливонской войны жизнь города будет спокойной. Потом борьба за Корелу началась с новой силой.

В 1573 и 1578 году шведы предприняли два новых похода на Корелу, сожгли окружавшие посады, но крепость взять не смогли. В ноябре 1580 года им улыбнулась удача, и Понтус Делагарди смог взять город благодаря полному превосходству в артиллерии.

Русскому правительству по условиям заключенного в августе 1583 года на реке Плюссе мирного соглашения пришлось оставить Швеции захваченные ею русские владения, в том числе города Ивангород, Ям, Копорье, Корелу с уездами.

Корела и Корельский уезд оставались под шведской властью в течение 17 лет — с 1580 по 1597 гг. За это время было построено то, что ныне составляет славу города — башня Ларса Торстенссона, Старый арсенал, Пороховой погреб и Старая крепость. Отстроили шведы и сам город, куда активно привлекали поселенцев из финских земель. Но насладится его процветанием на тот момент им было не суждено.

В 1590 году началась новая война — за возвращение утраченных Москвой территорий. В 1591 году её войска набегали на Корелу, но ограничились сожжением посадов. Корела оказалась в этот раз в стороне от основных военных действий. По Тявзинскому мирному договору (1595) шведам пришлось возвратить все захваченные в Ливонской войне русские владения (Ивангород, Копорье, Орешек, Ям и Корелу).

Передача города затянулась до 1597 года. Для восстановления города Борис Годунов освободил Корелу от налогов на 10 лет. Но за эти 10 лет начнутся драматические события, вновь вернувшие город под шведский флаг...

Собор Рождества Богородицы в Кексгольме, 1840-х годов. Архитекторы Давид Висконти и Николай Лисицын. Абсолютно заурядная постройка, пытающаяся косить под Тона, но одна из очень немногих переживших войну. Фото: Владимир Сергеев
Собор Рождества Богородицы в Кексгольме, 1840-х годов. Архитекторы Давид Висконти и Николай Лисицын. Абсолютно заурядная постройка, пытающаяся косить под Тона, но одна из очень немногих переживших войну. Фото: Владимир Сергеев

Первые годы XVII века Московия встретила страшным голодом и чередой восстаний. К власти начали приходить самозванцы и прочие сомнительные личности. Летом 1606 года на троне утвердился Василий Шуйский. К лету 1608 положение Василия стало критическим: Москву осадили тушинские повстанцы и примкнувшие к ним мятежные поляки, а юг страны охватила Крестьянская война Ивана Болотникова.

В результате сложившейся ситуации был подписан Выборгский трактат — пакет из 7 документов об оказании Швецией военной помощи правительству Василия Шуйского. Швеция предоставляла корпус отборных солдат в обмен на крепость Корела с уездом.

Русско-шведское войско Скопина-Шуйского и Делагарди нанесло ряд поражений тушинцам, освободив от них северо-запад и север России.
Польский король Сигизмунд III, противник шведов, выдвинул русско-шведский договор в качестве casus belli и объявил войну. При Клушино русская армия была уничтожена, и вся московская земля отошла к полякам.

Тем временем жители Корелы отказались выполнять приказ царя и не пустили в город шведских управляющих. В середине июня 1610 года из-под Выборга явилось шведское войско во главе с Парсом Андерссоном и Якобом Делагарди. Разбив высланные навстречу силы ополченцев, они в конце лета приступили к осаде, постоянно пытаясь склонить обороняющихся к исполнению царского указа. После полугодовой обороны город Корела капитулировал.

Следующие сто лет — это век мирной жизни небольшого шведского приграничного городка под названием Кексгольм. В эту эпоху на Спасском острове напротив Старой крепости строится Новая. Конечно, укрепления там были ещё в русскую эпоху, но деревянные (а ещё они были на Каменистом острове).

Новая крепость в несколько раз больше старой и имеет уже практически полностью регулярный план. На территории Новой крепости возобновили церковь, казармы и многое другое. Позже, в XIX веке на её территории разместилась психиатрическая лечебница, корпус которой видно из города.

Сейчас в Новой крепости санаторий ЛВО, и нормально посмотреть её проблематично. Правда, можно подождать, пока река замёрзнет, и поискать маскировочный халат. Но это долго, да и замерзает Вуокса очень слабо.

Впрочем, вернёмся к истории Кексгольма. Северная война, начавшаяся в 1700 году, первое время обходила Кексгольм стороной. Основные битвы гремели на юге: Нарва, Нотебург, Полтава, Рига. Но 12 июня 1710 года впервые за свою историю пал Выборг. Очередь Кексгольма пришла 8 сентября 1710 года. Военная история крепости на этом завершается.

С 1762 года Кексгольмская крепость используется в качестве политической тюрьмы. Первый знаменитый ее узник — Иоанн VI Антонович. Впоследствии их будет много, будут тут сидеть и члены семьи Емельяна Пугачёва, и многие декабристы. Нынче в Старой крепости музей.

Город Кексгольм отошёл к Выборгской губернии, которая с 1809 года была частью Великого княжества Финляндского — как бы полунезависимого образования внутри Российской Империи. Эдакая «маленькая наша заграница» с собственным парламентом и валютой, привязанной к французскому франку. Кексгольм пользовался славой дачного места, утопая в яблоневых садах.

С 31 декабря 1917 года город стал частью независимой Республики Финляндия под именем Кякисалми. Мирной жизни ему было отмерено чуть больше 20 лет. После инцидента на погранзаставе в деревне Майнила в конце ноября 1939 г. началась Зимняя война, и 25 декабря в связи с бомбардировками города была начата эвакуация населения Кякисалми.

В эту войну линия фронта до города так и не докатилась, но 13 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор на продиктованных советской стороной условиях. 19 марта город был передан советскому командованию, а Ладожское озеро становится внутренним водоемом СССР. Город стал районным центром Кексгольмского района Карело-Финской ССР — новобразованной шестнадцатой союзной республики.

25 июня 1941 года 487 советских самолетов нанесли массированный удар по территории Финляндии, в ответ на занятие финнами демилитаризованных Аландских островов, что вызвало Войну-продолжение. В августе 1941 года финские войска подошли к городу, который был подожжён отступавшими советскими войсками. 21 августа финны вступили в бывший «город яблоневых садов», от которого осталось едва ли два десятка каменных зданий, считая несколько церквей и крепость. Поэтому город сохранился в разы хуже Выборга, хотя здесь не было уличных боев.

Согласно перемирию, Кексгольм 24 сентября 1944 года был возвращен СССР и была восстановлена прежняя советско-финская граница 1940 года. Город передали Ленобласти, к которой он относится и сейчас, и в 1948 году присвоили нынешнее имя — Приозерск.