Найти в Дзене

Беда с нахождением общего знаменателя

Мальчика с тройкой за ОГЭ по математике взяли в 10 гуманитарный класс с условием, что за лето подтянет слабые места. По словам мамы, за 5 и 6 классы поменялось три учителя в гимназии. Неудивительно, что большие пробелы именно по теме "действия с дробями". Почти у всех слабых учеников на начальном этапе проблемы с нахождением общего знаменателя.

Мальчик знал, что для сложения или вычитания обыкновенных дробей должны быть одинаковые знаменатели. Но не знал, как это сделать.

Общий знаменатель закрепляли три занятия. Заново объясняла НОД и НОК, разложение на множители, все известные признаки делимости.

У некоторых учеников возникают проблемы, когда вместо записи одного общего знаменателя пишут две дроби с одинаковыми знаменателями и выполняют с ними действия.

В начале 5 класса как научили, так и решают до 9 или 11.

Путаница начинается при переходе к буквенным выражениям, когда возникает необходимость в записи одного общего знаменателя. Некоторые дети не могут понять, что дальше надо делать.

При подготовке к ОГЭ задание 12 самое сложное для многих, о некоторых моментах уже писала: вытащить за скобку общий множитель, применить формулы сокращенного умножения.

Про сложные для некоторых детей действия "вынести за скобку" и "раскрыть скобку" тоже было. Сегодня про беду с общим знаменателем. Как я объясняю эту тему.

При нахождении общего знаменателя раскладываем каждый знаменатель на множители, собираем из всех делителей произведение для общего знаменателя. Когда в знаменателях однозначные или двузначные числа, можно найти устно, а когда трехзначные и более числа — без разложения на одинаковые множители не обойтись.

Нахождение общего знаменателя с помощью разложения на множители.
Нахождение общего знаменателя с помощью разложения на множители.

Говорим "общий знаменатель" и чертим линию для новой дроби, пишем сначала единый общий знаменатель, ставим дополнительные множители, умножаем числители на дополнительные множители, записываем в числитель новой дроби, между данными произведениями ставим такой же знак (плюс или минус), какой был между дробями.

Способ бабочки как частный случай способа разложения на множители.
Способ бабочки как частный случай способа разложения на множители.

Мальчик сказал, что видел способ бабочки в сети, заметил, то же самое. Да, способ бабочки — это частный случай способа разложения на множители. Подходит, если в знаменателях взаимно-простые числа. Но если в знаменателях составные числа, то бабочку лучше не применять, в вычислениях будут большие числа, придется потом сокращать на большие числа, времени уйдет больше и вероятность ошибки возрастет.

В перспективе мальчик хочет сдавать профильный ЕГЭ. Пообещала, что начнем, как только восстановим базовые знания. Отработка вычислительных действий — это первый этап при подготовке к профильной математике.