Найти тему
Метамодерн

СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСТВА: от фантазии к реализации

Хочу вам задать вопрос: скажите, пожалуйста, ответьте одним словом: что вы в своей повседневной жизни больше делаете? Фантазируете, мечтаете, планируете или находитесь в режиме реализации разного рода событий, проектов? Чего у вас больше происходит? На какой фазе в течение дня больше всего находитесь именно вы? Это любопытно…

Мало кто занимается фантазированием, а это достаточно интересный процесс. Ход от фантазии в реализацию возможен, это классический ход. Есть биологическая теория «Хологенез», «развитие целого», которая говорит о том, что любое живое существо, вообще любая жизнь на планете развивается двумя путями. Либо быстро и примитивно, либо долго и сложно. И рисков на втором пути больше. И вот «долго и сложно» - это путь от фантазии к мечте, от мечты к плану, от плана к реализации.

В свете модели «Квадрат Метамодерна», развитие происходит от первого квадранта ко второму, от второго к третьему, от третьего к четвертому. Но возможен ход и от фантазии к реализации. Более того, это не безуспешный ход из теории эволюции, а значит, он соответствует и нам как людям. Но есть одно маленькое «но». Вроде бы из фантазии в реализацию можно пойти, из первого квадранта в четвертый, и вроде это сразу ведет к определенным результатам, но проблема одна: не хватает у живых существ когнитивной сложности, они не интересны. Они не интересны сами себе. Вот – раз: и у тебя сбылось, еще раз – и сбылось, раз – и ты реализовал… Не хватает того набора, который делает человека интересным.

-2

А полный круг: от первого ко второму, от второго к третьему, от третьего к четвертому – это длинный сложный процесс, у него много рисков. Много рисков возьмет второй квадрант: там вдруг начинается встреча с личностью. Много рисков в горизонтальном переходе от второго к третьему: там надо как будто расстаться со своей личностью. Второй и третий квадранты чем отличаются? Во втором набирается вот эта эстетическая сила личности, формируется характер, особенность, формируется сила, уверенность в себе, и человек приходит обретет мощь. А для того, чтобы перейти в третий социальный квадрант, где происходит персоногенез, этический поворот по Кьеркегору, где происходит относительное пробуждение, надо вдруг взять… и свернуться в ничто. То есть надо уметь поступаться своей личностью, своими удовольствиями, своим характером.

В социуме выигрывает или комфортно себя чувствует тот человек, у которого сила чувства важности уменьшается и уменьшается: его нельзя обидеть, его нельзя разозлить, тронуть за живое – нельзя задеть его чувства. Фактически, это человек без какого-то проявленного достоинства. Но у него проявляются функции. И в этом смысле если фантазия – это зачатие, мечта – это некая сепарация, отделение от той реальности, в которой человек изначально существовал, отделение от природы, становление, проверка себя: насколько я способен существовать. А третий пункт – План.

В третьем квадранте человек как бы говорит себе: я ведь живу не ради себя, а потому, что мне нужен результат. В этом смысле смирение, в смысле с миром принять какие-то обстоятельства для того, чтобы использовать их для реализации своих планов – это важная и необходимая вещь.

Павел Пискарёв