Найти тему
Большой

Как Евгений Евтушенко боролся с цензурой и дружил с беларусами

В 1970 году Минск впервые встретил «шестидесятника» Евгения Евтушенко…

На фото — Евгений Евтушенко в Минске после публикации в журнале «Нёман» поэмы «Под кожей статуи Свободы», 1970 год.
На фото — Евгений Евтушенко в Минске после публикации в журнале «Нёман» поэмы «Под кожей статуи Свободы», 1970 год.

1. В 1970 году Минск впервые встретил «шестидесятника» Евгения Евтушенко. Поэт приехал не просто так, а в связи с первой публикацией своей поэмы об Америке «Под кожей статуи Свободы». Для Евтушенко это стало настоящим событием. «Моя поэма на днях выйдет в №8 «Немана» — абсолютно без правки», —писал он как-то Елене Клепиковой, бывшему редактору молодежного ленинградского журнала «Аврора», в котором поэму напечатать не удалось из-за цензуры. Как не удалось ее напечатать и в Москве, и в любом другом городе: сверху посчитали, что это может испортить отношения между СССР и США. Рукопись читали долго, как итог — 31 конструктивное замечание. Несколько раз, не сдаваясь, Евтушенко переписывал текст, согласно требованиям «оттуда», но «там» остались непреклонны. Тогда поэт дал почитать поэму редактору минского «Нёмана» Андрею Макаенку. И через пару дней услышал по телефону спасительное: «Беру, печатаем».

2. Позже Евтушенко не раз бывал в Минске с концертами, проводил творческие встречи.  Поэт любил рассказывать, что его дед по материнской линии —беларус, родился в деревне Хомичи Калинковичского района Гомельской области. Он был на стороне большевиков и участвовал в атеистической кампании, потом раскаялся в этом и просил прощения у односельчан (Евтушенко считал это очень важным моментом). Вообще, поэт всегда относился к беларусам с большим трепетом и подчеркивал, что даже если бы не имел беларуских корней, так же уважал бы народ — за бесстрашие и роль в Великой Отечественной войне.

3. Первый визит Евгения Евтушенко в Минск вызвал огромный интерес. Особенно среди литераторов, ждавших от встречи с поэтом чего-то дерзкого и нового. Андрей Макаенок не только организовал минским коллегам долгожданную встречу, но и осуществил желание самого Евтушенко: съездил с ним в Хомичи. В деревне шестидесятник нашел родственников, к которым позже приезжал еще несколько раз. Однажды оставался даже на неделю. А потом признался: общение с беларуской родней заряжает энергией.

4. Поэма «Под кожей статуи Свободы» — не единственное произведение Евтушенко, опубликованное в Минске. В начале 90-х вышла его «Белорусская кровинка», в 1995 году минское издательство «Полифакт» выпустило составленную поэтом антологию русской поэзии XX века «Строфы века», а в 2010 издательство «Литература и Искусство» выпустило сборник стихов Евтушенко под названием «Сережка ольховая».

5. Глобальной проблемой «шестидесятник» считал деинтеллектуализацию власти и падение эстетического вкуса масс. А одним из решений —возрастание значения писательского слова. Ведь писатели необходимы. По словам Евтушенко, беларуская интеллигенция выжила именно благодаря тому, что произведения Василя Быкова, Алеся Адамовича, Светланы Алексиевич, Рыгора Бородулина, Аркадия Кулешова, Владимира Некляева были и остаются воплощением народной совести: «Сегодня для многих мерило успеха — это всего-навсего власть и деньги, а совесть — нечто беспокойное, некомфортное. Ну что ж, чтобы быть совестливым — нужно обладать партизанским бесстрашием. А этого белорусам не занимать. Поэт и в Беларуси —  это тоже больше, чем поэт».

Текст: Дарья Микулич

Фото: Юрий Иванов

Оригинал публикации размещен на сайте журнала «Большой».