Автор: Анна.
История возникновения преферанса покрыта мраком. От грассирующего preference веет шардоне и луковым супом, однако, историческим ищейкам так и не удалось связать последыш виста с Францией. Первое упоминание этой карточной игры обнаруживается в немецком пособии 1802 года, а учитывая фанатичное пристрастие к префу в Австрии, немецкий след более вероятен.
Серьезные труды, посвященные преферансу, можно ограничить пятерней, зато в сети находится много забавного, но бездумного рерайта. Так, в одной удивительной эпистоле утверждается, что преферанс вышел из Западной Римской Империи) Это достойное нобелевки откровение стянуто из шуточной брошюры под авторством театрального критика А.Я. Кульчицкого (друга Белинского и заядлого преферансиста), который под псевдонимом П. Ремизова (ремиз=недобор взяток) от души постебался на тему префа. Как хотите, но образ Ромула Августа, расписывающего пульку на обломках своей Империи, уже ни чем не вытравить из подкорок.
Оттуда же:
Однажды во время осады Трои Зевс, соскучив наблюдать долговременную и чрезвычайно запутанную драку людей, позвал к себе на вечер Марса и Аполлона и сел играть с ними в преферанс по копейке серебром. Случилось так, что он объявил рискованную игру, и, видя, что ему неминуемо приходится проиграть, снёс вместо пики трефу, т. е. ренонсировал. Аполлон заметил это и хотел уж было закричать: «Ага! Вам ремиз!», — но Марс толкнул его ногой. Тот оставил.
- П. Ремизов "Некоторые великие и полезные истины об игре в преферанс, заимствованные у разных древних и новейших писателей"
А вот появление префа в России можно отследить с точностью до четырех лет - спасибо Д. Лесному, скрупулезно подошедшему к вопросу в своем труде "Русский преферанс".
Логика автора проста. Азартный Пушкин любовно впрядал в рифму весь свой картежный опыт. Вист, штос, бостон - все дрейфовали на мощном пушкинском ямбе.
С тобой мне вновь считаться довелось,
Певец любви то резвый, то унылый;
Играешь ты на лире очень мило,
Играешь ты довольно плохо в штос.
О преферансе ни слова. Почему? Вероятнее всего, на тот момент (до 1837 года) игра еще не успела завладеть умами русской интеллигенции. Зато в 1841 году "Карманная книжка для желающих в кратчайшее время научиться игре в преферанс..." пробивает портал, и преферанс весело вливается в среду дворянства и пишущей братии.
Виссарион Григорьевич Белинский был запойным преферансистом, но плохим тактиком. Он вскипал, нервничал, выбегал в другую комнату, дабы прийти в чувство. Позже остывал и возвращался к игральному столу, но лишь затем, чтобы проиграть очередной рубль (по-крупному критик не играл). Кавелин вспоминал:
Белинский плёл лапти, горячился, ремизился страшно и редко кончал вечер без проигрыша.
Панаев вторил:
Во время отдыхов иногда по вечерам он любил играть с приятелями по самой маленькой цене и играл всегда с увлечением и очень дурно
Тургенев подытоживал:
Играл он плохо, но с тою же искренностью впечатлений, с тою же страстностью, которые ему были присущи, что бы он ни делал!
Белинский отражал удар, называя игру Ивана Сергеевича посредственной. В этой шпильке плескалась маленькая месть - Тургенев имел привычку в разгар пульки погружаться в негу о своей обожаемой Виардо. Переполненный нетерпением Виссарион Григорьевич бесился и сварливо приговаривал:
Ну, можно ли верить в такую трескучую любовь, как ваша?
Достоевский так же имел зуб на Белинского в частности и преферанс в целом. Однажды Федор Михайлович пришел к темпераментному критику обсудить "Бедных людей". Виссарион Григорьевич , как водится, был поглощен провальной шестерной и мало внимал перипетиям Макара и Вареньки. Достоевский резко осудил недостойную зависимость, но где-то там уже разогревала механизм одна рулетка.
Вот кто никогда не терял рассудок, так это Некрасов. У него был трезвый подход к азартным играм, позволяющий неплохо держаться на плаву даже в моменты писательского простоя.
Вплоть до Октябрьской революции преф оставался одним из ключевых развлечений бомонда, а позже стал расцениваться как буржуазная блажь. Трактаты о нем ненавязчиво перетекли в библиотеки на спецхранение. Но ненадолго. Пройдет немного времени, и студенческие общаги, сочинские пляжи, ленинградские дворики вновь начнут сотрясаться от "под игрока с семака...под вистующего с тузующего...мизер парой ходит")
Лайк и подписка на канал окрыляют одного ТыжИсторика)
ЧИТАЙТЕ так же:
История одной бороды