Найти в Дзене
Freerider

Почему BMW отказывается от Telelever?

Еще недавно отличительно особенностью всех мотоциклов BMW серии R с оппозитными двухцилиндровыми моторами были фирменные подвески Paralever сзади и Telelever спереди.

Однако в последних уже двух поколениях мотоциклов на моделях городского родстера BMW R1250R и BMW R1250RS Телелевера впереди не осталось. Нет Телелевера и на всех моделях в линейке классических мотоциклов BMW R nine T.

Его можно видеть только на классическом турэндуро BMW R1250GS и турере BMW R1250RT

Подвеска Telelever во всей красе
Подвеска Telelever во всей красе

Но если телелевер так хорош, то почему же в последних моделях своих мотоциклов BMW уходит от этого типа подвески? Себестоимость? Управляемость? Вес? Или возможно BMW признало, что в телелевере есть некие изъяны?

Ну и раз BMW возвращает обычные телескопические вилки на некоторые модели, то есть смысл взглянуть поближе на то, как устроен Телелевер.

Для сравнения давайте возьмём уже классический BMW HP2 SPORТ. Это настоящий двухцилиндровый спортивный мотоцикл с Телелевером. Большое количество CAD иллюстраций этого мотоцикла плюс доступные спецификации делают анализ HP2 достаточно простым делом.
Для сравнения давайте возьмём уже классический BMW HP2 SPORТ. Это настоящий двухцилиндровый спортивный мотоцикл с Телелевером. Большое количество CAD иллюстраций этого мотоцикла плюс доступные спецификации делают анализ HP2 достаточно простым делом.

Угол наклона вилки у HP2 заявлен в 24°, что вполне себе обычный угол для спортивного мотоцикла. Вылет же составляет достаточно агрессивные 85,8 мм. Для сравнения у Ducati 899 такой же угол, но вылет уже 96,5 мм.

Следовало бы ожидать, что у Ducati должны быть более агрессивные цифры, но нет. Если бы у Ducati вылет тоже был бы 85,8 мм, то в сочетании с обычной телескопической вилкой (при торможении телескопическая вилка сжимается, а угол и вылет уменьшаются) это дало бы настолько острое руление, что это было бы на грани нестабильности. Но у HP2 нет «обычной вилки», на нем стоит Телелевер. И если на телескопической вилке, при сжатии, угол наклона и вылет уменьшаются, то на телелевере наоборот растут.

Это потому что конец рычага, к которому крепится вилка, движется по окружности, а верх вилки крепится к сферическому подшипнику, относительно которого она поворачивается. Поэтому при сжатии получается, что угол наклона вилки растет, а вылет колеса увеличивается.

Я нарисовал несколько схематических изображений Телелевера HP2 при разной степени сжатия, что бы оценить изменение вылета и обнаружил, что вылет увеличивается до 104 мм, а угол увеличивается на 5°.Прирост вылета в 30 мм!!! В процентах это означает, что угол вырастает на 20% а вылет на 35%!!!
Я нарисовал несколько схематических изображений Телелевера HP2 при разной степени сжатия, что бы оценить изменение вылета и обнаружил, что вылет увеличивается до 104 мм, а угол увеличивается на 5°.Прирост вылета в 30 мм!!! В процентах это означает, что угол вырастает на 20% а вылет на 35%!!!

Получается, что в среднем вылет колеса у HP2 составляет 99 мм при угле 26,5°, что уже совсем не так экстремально как казалось поначалу.

Геометрия телелевера безусловно уникальна, и работу свою она делает отлично, так почему же от нее отказываются????

Несколько возможных вариантов:
1. Поскольку у телелевера геометрия меняется, обратная связь по рулю у телелевера хуже, хотя она и дает больший комфорт и улучшенную управляемость.
2. Обычная вилка может стоить дешевле, а весить при этом меньше.
3. Современные Электронноуправляемые вилки с системой типа
Dynamic ESA позволяют компенсировать недостатки классической телескопической вилки, приближая её по свойствам к рычажным системам.

Два радиатора
Два радиатора

Но как все же мне кажется, что главная причина в том, что надо куда-то ставить водяной радиатор. Ведь последние версии BMW стали оснащаться водяными моторами, что означает, что перед мотором должен стоять довольно приличный радиатор. А если есть телелевер, то место в котором должен стоять радиатор занято нижним рычагом подвески. На GS и RT проблему решили, поставив два радиатора по бокам от рычага. У GS и руль пошире и вообще он такой брутальный, так что два радиатора влезли туда без проблем. А вот у моделей, которые должны быть несколько уже, места под два радиатора не нашлось, и поэтому и R, и RS обзавелись обычными вилками.

Думаю, что инженеры BMW тщательно выписали все плюсы и минусы от Телелевера, но как я считаю, возможность без проблем поставить радиатор была в первой строчке списка причин почему дорожная и спортивно-туристическая версии остались без Телелевера.