В 1982-м году Бондарчук-старший потерпел фиаско с эпопеей "Красные колокола". В 1986-м вышла эпическая версия пушкинской трагедии в его постановке. Великий режиссер снова пережил художественный и финансовый крах. Что снова пошло не так?
Взяв за основу пьесу Пушкина, Бондарчук и не пытался "адаптировать" театральный текст к специфике кино. Пьеса - прежде всего слово, монологи и диалоги, что естественно для театра. Но в эпическом фильме два часа разговоров вызывают скуку.
Более того, Бондарчук не стал "переводить" пушкинский белый стих в прозу. В условности театра мерная декламация - норма, но в кино герои, изъясняющиеся "высоким штилем" в разгар битвы, или "народ" из массовки, обменивающийся литературными репликами, выглядят крайне странно.
Не спасла фильм и знаменитая "Бондарчуковская" масштабность. Глядя на скучно, не изобретательно снятые батальные сцены "Годунова", трудно поверить, что за 20 лет до этого Бондарчук поразил мир грандиозными и инновационными по исполнению битвами из "Войны и мира" и "Ватерлоо".
Огромный бюджет, ко-продукция с Чехословакией, Польшей и ФРГ, сплошь звезды в ролях, роскошные костюмы и декорации - и полное равнодушие зрителей, провал на международных фестивалях, кассовый крах. А ведь было абсолютно все для захватывающей и зрелищной эпической драмы!
"Народ безмолвствовал" у касс. А перестроечная критика обрушилась на "неприкасаемого" Бондарчука. Забылись его шедевры, а дорогущие провалы оказались под огнем. Жаль, что на закате карьеры великий режиссер снял свои самые неудачные фильмы.