Эммануил Ласкер. Чемпион мира 1898—1921гг, (1868 —1941гг).
Ведение игры
О составлении плана
Критерии атаки, обороны и поддержания равновесия подразумеваются руководящими нитями при придумывании, замысла. Когда мы стараемся достичь каких-либо польз ситуации, они показывают, какие предосторожности следует приять для недопущения приближающегося коллапса. Это немало, очень немало. Разумеется, такой замысел может быть порой выявлен и помимо теории, но тут загвоздка такая же, как между птичкой, которая, шутя, отлавливает пролетающее насекомое, и пёсиком, неуклюже пощёлкивающим клыками в беге за ним. При формировании замысла атаки или обороны желательно принимать во внимание величину превосходства, которое старается осуществить нападающая сторона. Преследуемая сверхзадача, сущность которой кроется в том, чтобы вначале расплывчатому, переменчивому и преходящему превосходству дать стабильную форму, должна располагаться в соразмерном сопоставлении с этим превосходством.
Эндшпиль. О короле и пешке.
Слаженность взаимодействий короля с пешкой невероятно значима, так как нередко кто-то сталкивается с этим в эндшпиле. При обороне королю замечательнее всего располагаться позади своей пешки — тогда-то он укрыт спереди, а также от покушений коня. При атаке, если он сопровождает проходную, ему прекраснее всего располагаться впереди пешки, наискосок от нее. Уязвимее «шатёр» короля как для покушения, так и для обороны, когда он стоит наискосок позади пешки, за исключеньем того момента, когда по одну сторону от пешки королю угрожает неприятность; тогда, безусловно, для короля логично стремиться на иную, защищенную сторону.
Комбинации и жертвы. О поиске комбинации
Незачем выискивать побеждающие вариации, если нету убеждённости в том, что стратегия содержит в себе соответствующее превосходство. Существенное преимущество постоянно сформировывает взвинченность, а взвинченность неизменно раскрывает перспективу формирования комбинации.
Стратегия: игра пешками. О плохих пешках.
Беспомощность, связанная с местонахождением пешек, длительна, и освободиться от неё тяжело. Понятно, что пешки, нуждающиеся в поддержке фигур, уязвимее пешек, которые сами себя отстаивают, и что динамичные пешки сильнее заблокированных. Оттуда следует, что при двух пешках самым выигрышным рассматривается последующее их месторасположение (фаланга), например, белые – c2, d2. Самыми слабенькими являются спаренные пешки: c2, c3. Переходное место – в подтексте значимости – занимает слаборазвитая пешка: белые – c2, d3, черные – d4. Белая пешка слева является отсталой, так как она не может продвинуться вперед без помощи фигуры или не будучи «подаренной».
Сравнительную значимость приобретает например изолированная пешка: c2, e2. Обе пешки разъединены и могут увильнуть от нападения либо двигаясь, либо апеллируя к поддержке фигуры. Чрезвычайно же хилой является заблокированная обособленная пешка: белые с2, черные - Сc3. Перед нейтрализованной пешкой располагается вражеская фигура, приостановившая ее развитие.
О движении пешечной фаланги
Пешечная фаланга должна двигаться так, чтобы она могла повторно принять структуру фаланги, и так до финала, т. е. до того периода, когда последующее ее развитие уже утратит значение.