На работе мы проводим как минимум третью часть суток. В это время мы решаем деловые вопросы, звоним клиентам и партнерам, пьем кофе, празднуем дни рождения коллег… Мы здороваемся, прощаемся, открываем окна, поправляем макияж – это несчетное количество действий регулируется общепринятыми правилами поведения в социуме, однако не только ими. Существует еще особый свод негласных законов, именуемый деловым этикетом.
Этикет существует для того, чтобы сделать неизбежное взаимодействие между людьми более приятным и комфортным. Не обязательно заучивать наизусть все правила и нюансы поведения в разных ситуациях, важно помнить одно – краеугольный камень любого, даже самого бессмысленного на наш взгляд требования этикета – уважение и забота об окружающих. В тесном мирке офиса наш внешний вид, запах духов, стук каблуков, мелодия сотового – любые мелочи должны подчиняться единому правилу – они не должны раздражать. В зависимости от того, где мы работаем и насколько ответственную работу выполняем, границы допустимого могут меняться, однако есть ряд незыблемых законов:
Ваш внешний вид не должен кричать о вашем доходе, креативных способностях или совершенстве фигуры. Вы должны быть одеты, только и всего. О дресс-коде уже сказано многими и лишний раз указывать на недопустимость в офисе мини-юбок и топиков с открытым пупком, наверное, не стоит. Не вводите в соблазн ближних своих – вам еще с ними работать.
Духи и ювелирные украшения хороши в меру. Для украшений существует полезное, но довольно строгое «правило трех» - то есть на вас не должно быть больше трех декоративных элементов одновременно, причем часы с металлическим браслетом тоже считаются, а серьги так вообще идут за два украшения! Нехитрая арифметика говорит нам, что простейший вариант «серьги - часы - обручальное кольцо» это уже перебор, так что думайте сами, одевать ли еще и цепочку с кулоном.
Мелодия звонка сотового телефона должна быть как можно нежней и тише. Ваш смех, если для него появилась причина, тоже должен быть музыкальным, а не громовым.
Никаких гигиенических действий вроде ковыряния в зубах или подпиливания ногтей в офисе совершаться не должно.
Старайтесь быть как все. Никакой угрозы вашей индивидуальности это требование не несет, если не относиться к нему слишком серьезно. Это всего лишь своеобразная игра для взрослых. Если на столах коллег находятся лишь вещи, напрямую относящиеся к рабочему процессу – монитор, клавиатура, мышь и канцелярские принадлежности, то не стоит украшать ваше рабочее место фотографиями всех родственников до седьмого колена и мягкими игрушками. Если там, где вы работаете, не принято подолгу пить чай – пейте его быстро. Внимательно следите за действиями начальства и старших коллег и не ошибетесь! Конечно, иногда сложившиеся традиции достаются в наследство от прежнего начальства или уже уволившихся людей, а потому тяготят многих сотрудников и тогда можно попробовать поменять что-то к лучшему, но только осторожно. И желательно не в первый месяц вашей работы на новом месте. Бывает также, что корпоративные традиции кажутся Вам утомительными и вредными для здоровья – вроде пятничных посиделок с алкоголем и жирными тортами… Не паникуйте и не выказывайте неприязни или агрессии – принесите не всех кучу ярких батончиков мюсли, поделитесь рецептами вкусной и полезной пищи и… улыбайтесь!
Не надоедайте. Никому. Ничем. Если это не связано с вашими должностными обязанностями. Ни пространными рассуждениями, ни расспросами, ни советами. К сожалению, коллег, в отличие от друзей, мы не выбираем и вполне может так получиться, что вы с вашим эксклюзивным хобби или потрясающей любовной историей, окажетесь непонятой из-за категорического несовпадения круга интересов и ценностей.
Будьте вежливы и доброжелательны в любых обстоятельствах. Золотые слова «спасибо», «пожалуйста», «отлично», «вы хорошо потрудились» вкупе с искренней улыбкой способны спасти безнадежно проваленную сделку или наладить отношения со «сложным» клиентом. Ищите компромиссы и не зацикливайтесь на неприятностях. Общаясь с людьми вне работы, вы создаете в их глазах свой образ и стараетесь выглядеть наилучшим образом, контактируя же с покупателями, партнерами, клиентами, Вы создаете в их глазах образ компании, которую Вы представляете. Уродливый или неряшливый образ, созданный Вашим равнодушием, некомпетентностью или грубостью, может навсегда оттолкнуть их от сотрудничества.
Кроме этих, в принципе, очевидных правил бытового поведения в офисе, существуют еще ряд специфичных требований этикета именно в деловой среде.
Пунктуальность, пунктуальность и еще раз пунктуальность. Это правило действует и в обычной жизни, однако именно в бизнесе оно имеет особую значимость. Приходя вовремя на встречи и совещания, Вы не только отдаете дань уважения коллегам и их личному времени, но и выказываете себя человеком, умеющим разумно планировать дела, серьезным и перспективным партнером. И, в конце концов, во многих областях деятельности время – это на самом деле деньги! Точно в срок должны выполняться и прочие рабочие обязанности – в работе коллектива, особенно небольшого, вклад каждого из сотрудников может оказаться принципиально важным. Если Вы забудете о важном звонке или задержите на день-два сдачу отчета, общее дело может застопориться, а это недопустимо.
Иногда лучше молчать… Когда речь идет о внутренних делах фирмы или разногласиях в начальственных верхах. А также стоит поменьше распространяться о событиях своей личной жизни. Последнее отчасти пересекается с золотым правилом «не надоедать», однако имеет еще одну грань – это может повредить вашей карьере. Мало ли, может ваша непосредственная начальница давно хочет рекомендовать вас на повышение, но экспрессивный рассказ о маленькой племяннице или соседской девочке, которую вам довелось понянчить на выходных, заставит ее задуматься – а не собираетесь ли вы сами в скором времени обзавестись потомством, и не выгоднее будет подождать с повышением, пока в этом вопросе не будет полной ясности.
Говорите и пишите ясно и правильно. Неправильные ударения в словах и грамматические ошибки говорят о некоторых пробелах в вашем образовании, а неточно сформулированные мысли и многословие отнимают у вашего собеседника драгоценное время. Особо трепетное отношение должно быть к именам собственным – названия фирм, имена-отчества клиентов и партнеров, иностранные, да и некоторые вполне «наши» сложные фамилии должны писаться и произноситься правильно.
Может так показаться, что все эти требования сродни правилам поведения во вражеском тылу. Однако это не так. Если думать, прежде всего, о чувствах и удобстве других людей, вполне возможно, что Вы найдете среди них верных друзей, мудрых помощников. Человек не может быть абсолютно индифферентным по отношению к другому человеку, поэтому, если Вы не вызываете у начальства, коллег, клиентов зависти или раздражения, то скорее всего они почувствуют к Вам интерес и уважение. Однако, если вы доброжелательны, улыбчивы и безукоризненно вежливы, это не значит, что вы бессловесны, на вас можно «ездить». Хорошее воспитание не синоним мягкотелости, но воспитанный человек будет решать свои проблемы без шума и грубости, не привлекая к ним излишнего внимания и не распространяясь о них всему миру.