На просветительской онлайн-платформе «Академия Пушкинского» вышла третья видео-лекция, которая посвящена Средним векам. Рассказываем о том, почему средневековая скульптура — это чистой воды комикс.
Средние века, с одной стороны, ассоциируются у нас с рыцарскими романами, прекрасными дамами и замками, а с другой — с «темными веками», крысами и чумой. Искусство европейских Средних веков и вовсе на первый взгляд может казаться совершенно непонятным: скульптуры, часто совсем не похожие на настоящих людей, странные фантастические существа и огромное количество религиозной живописи, авторы которой, кажется, не имеют никакого представления о том, как изображать реальный мир.
Но именно мастера этого времени, как ни странно, невероятно разговорчивы и рассчитывают на зрительское внимание и совсем не только тех самых рыцарей и прекрасных дам. Именно живописец и скульптор выполняют в это время чрезвычайно важную просветительскую задачу. Европа стремительно христианизируется, проповедники несут в массы библейские истины. Но как запомнит все это человек, который не умеет читать? Как он разберется в сложной последовательности сюжетов, и о чем он будет думать в то время, как служба в церкви идет на латыни? Тут на плечи художников и скульпторов ложится чрезвычайно важная задача: коротко (или не очень) пересказать Библию так, чтобы каждый неграмотный, разглядывая причудливые фигурки, понял, о чем идет речь и хоть немного разобрался во всей этой непростой библейской истории.
Но может ли изображение передать сложности сюжета? Движение? Что делать, если самое главное, что мы должны узнать — не то, кто и как выглядел, а что, собственно, и почему произошло. Сделать примерно то же, что сделали бы авторы комиксов в ХХ веке. Наделить все определенной долей условности вкупе с должным уровнем зрелищности и надеяться, что зрители будут все это долго и с удовольствием рассматривать (в том числе и потому, что развлечений в XII веке не так уж и много). В общем, если разглядывать средневековую скульптуру внимательно, окажется, что это чистой воды комикс. Например, на дверях собора в Хильдесхейме, Адам и Ева в райском саду (на третьем сверху изображении левой створки) держат в руках целых три плода с древа познания. Зачем? Мы ведь знаем, что они вкусили плод, а не собирали урожай про запас. Кроме того, если приглядеться, можно заметить, что на самом древе, притаился змей, во рту которого еще один плод. В чем дело? Зачем четыре? Ведь мы знаем, что плод-участник событий должен быть только один, а задача скульптора — рассказывать нам понятно, а не путать. На самом деле все более чем понятно: это не четыре разных плода, а раскадровка одного сюжета. Мы как будто смотрим мультфильм, которому почти 2000 лет. На наших глазах происходит путешествие яблока: от змея к Еве, от Евы — к Адаму. В этот момент совсем не так важно, что фигурки их далеки от правдоподобия — это совсем не мешает нам весьма наглядно понять, что произошло, причем в правильной последовательности. А переведя взгляд направо — увидеть распятие, жертву, принесенную за этот первородный грех. Вот, собственно, и Библия в картинках, где посыл и суть абсолютно ясны. А специалистам по визуальной коммуникации есть чему поучиться.