Прежде всего необходимо сказать, что я по специальности оптик. Четыре года я шлифовал линзы в Московском Радио Механическом Техникуме и до сих пор на вкус могу определить пыль легких кронов от тяжелых флинтов. После техникума, пока я учился на оптика-электронщика, пять лет протирал спиртом оптические оси на кафедре физической оптики в МИИГАиКе в должности старшего лаборанта и могу на взгляд определить угловое разрешение оптической системы. С восемьдесят лохматого года увлекался фотографией. Сначала на уровне Смены-8м с триплетовским объективом фиксированного фокусного расстояния, потом Зенит-Е с редким и дорогим Гелиосом-44-2, и уже потом первыми автоматическими камерами, привезенными из-за рубежа родителями в середине восьмидесятых. В девяностые годы, благодаря «связям» и частично везению, я попал на работу в фотосалон и напечатал на лабораториях Noritsu, Agfa, Fuji и Minolta более миллиона ваших снимков. После этого я по негативу могу определить разницу между фотопленкой Kodak Portra 160NC и Fuji Superia x-tra 200, и какая цветокоррекция потребуется, чтобы получить нормальную цветопередачу. В конце девяностых я даже поработал внештатным фотографом издательства Компьютерра и именно с этого момента моими любимыми камерами стали камеры Canon. Сначала, конечно, пленочные, а затем постепенно, с развитием цифровых технологий, я, как и почти все вокруг, перешел на цифру. Не могу сказать, что было много разных камер, так как я завязал с заработком на фотографии и окончательно ушел в другом направлении. Однако фотография преследует меня всю жизнь, и из каждого отпуска я привожу три-пять тысяч новых снимков, из которых потом свет видит, в лучшем случае, пара десятков.
Из всего этого стало понятно, что снимаю я чаще всего для себя, а не для заработка и поэтому последние несколько лет не менял камеру, успокоившись на стареньком Canon 6D с полной матрицей и парой объективов 28-105 F/4 L и 100-400 F/4.5-5.6 L? Периодически, глядя на то, что происходит вокруг в фотографическом мире, я предпринимал робкие попытки оглядеться и решить, куда мне двигаться дальше, но, обремененный двумя шикарными объективами и еще 580 вспышкой, реальной альтернативы не видя, оставался в своем болоте.
А в это время вокруг бушевала целая война, косящая бренды почище иной эпидемии. Рушились империи, создававшиеся десятки лет, фактически ушел с рынка Кодак, который властвовал над фотографическим миром очень долго. Минольту мы сейчас знаем, как камеры Sony A, а перед своей кончиной Минольта соединилась с Коникой. Конечно, на рынке выжили несколько брендов, вроде Никона, Кэнона, Пентакса и Олимпуса, но и они проморгали несколько новых сильных игроков, таких как Самсунг и еще пара компаний. А самое главное, что все эти корифеи оптики проморгали совершенно новое направление в развитии фотографии. Помните Sharp J-SH04? Нет? И я тоже не помнил, однако интернет знает все. В двухтысячном году увидел свет телефон с встроенной в него камерой. Она располагала матрицей, дающей 110 000 пикселей, то есть 0,11 мегапикселя и позволяла сразу после съемки отправить фото по электронной почте. Сейчас разве только компьютерные гики помнят, что с этого все началось или, если посмотреть с другой стороны, для кое-кого все закончилось. Почему это стало так важно? А потому что очень быстро потребитель понял, что он хочет одно устройство, которое всегда под рукой, чтобы сделать фотографию и тут же поделиться своим шедевром и понеслось. Сейчас лучшие камеры смартфонов уделывают по качеству съемки значительную часть цифровых фотоаппаратов, а все истошные крики профессионалов о том, что физику не обманешь и размер матрицы что-то да значит, а также громкие вопли, что светосильный объектив, да на полной-то матрице дает такое боке, которое смартфонам даже не снилось, вдребезги разбиваются математикой и последними снимками со смартфонов. Посмотрите, что творит Huawei P30 Pro, Goggle Pixel 3 или даже IPhone X.
Да, именно математика стала тем фактором, про которую начали забывать отдельные производители фототехники, успокоившись и совершенствуя физику, развивая качество и размер матриц. Кстати, буквально на днях Сони рассказала про свою новую беззеркалку Sony A7RIV с разрешением 61 Мп на полной матрице, мгновенно превратив позавчерашних покупателей Sony A7RIII в жалких неудачников со своими 42,4 Мп. Казалось бы, вот оно. Большая матрица, миллиарды пикселей, килограммы качественной оптики. Как? Как с этим могут бороться смартфоны? И что делать тем, кому возможностей камеры смартфона пока недостаточно?
Как оказалось, физику легко обманешь, и чтобы не вдаваться в технические подробности в моем отзыве об экосистеме Olimpus, адресую всех любопытных почитать отличную статью про вычислительную фотографию здесь (https://vas3k.ru/blog/computational_photography/)
Если вы прочитали статью, то вам станет немного проще понимать, почему я залип на камеру Olympus OM-D1 Mark II с тремя объективами, которую для тестов мне предоставил Евгений Уваров, Афанасьев Михаил и Olympus Russia, если нет, то постараюсь коротко объяснить, что мне понравилось, и главное, что не понравилось и какой в этом математический смысл.
Первое, что ощущает человек, пришедший на тест камеры Olympus со своим старым Canon 6D и объективом 100-400L – чувство глубокого облегчения. Я имею в виду физический вес и размеры этих двух камер с сопоставимыми по дальности фокуса объективами. Но физический размер должен быть чем-то уравновешен, как мы помним из первой части моего повествования, а значит, качество снимков должно быть в чем-то хуже. Давайте разбираться.
Матрицы фотоаппаратов, как правило, имеют несколько основных типоразмеров. Full Frame или полнокадровая матрица физически равна размеру классической фотопленки, то есть 24х36 мм. Все профессиональные фотографы её вожделеют и как только разговор заходит о чем-то, хотя бы на миллиметр меньше, презрительно щурят глаза, сжимая в суровых натренированных руках многокилограмовые махины полноматричных корпусов фотоаппаратов. Чуть меньше матрица формата APS-C, которая в полтора раза меньше. Моя предыдущая камера была именно с такой матрицей, и я помню, какими глазами я смотрел на настоящих фотографов. В 2008 году был представлен новый формат - Four Thirds. Физически он имеет размеры 13.5х18 мм, что почти в два раза меньше полного кадра по размерам и в 4 раза меньше по площади. Существуют еще более маленькие матрицы, размером один дюйм и меньше и, что удивительно, на них сейчас тоже выпускается много очень достойных камер. Уменьшение размера матрицы, с точки зрения оптики приводит к так называемому кроп-фактору, когда изображение, полученное с одного и того же объектива на полной матрице и обрезанной, разного размера. Кажется, что кропнутые камеры приближают изображение, но на самом деле просто изображение становится меньше. Мы буквально берем только центральную часть полнокадрового изображения и обрезаем по краям. Фактически, кроп-фактор — это чисто справочная величина и никак, повторюсь - никак не влияет на реальное приближение или удаление картинки.
Так, с приближением закончили, давайте разберемся с зеркальными и беззеркальными камерами. Раньше, кстати, было полно беззеркальных камер. Моя первая Смена-8М чистой воды беззеркалка. Объектив присобачен прямо к корпусу напротив затвора, а видоискатель оптически никак не связан с тем изображением, которое должно попасть в объектив. Конструктивно так гораздо проще, потому что при съемке надо просто затвором экспонировать пленку и все. Чистая механика и никакой лирики. Но вот проблема, когда снимаешь пейзаж, то, что точно попадает в кадр, а что туда не влезет, не так существенно важно, ведь объектив один и более-менее точное попадание дает видоискатель. Как только объективов становиться несколько, вот тут конструктивно необходимо зеркало, которое будет направлять в видоискатель именно то изображение, которое рисует объектив. При нажатии на спуск сначала вверх поднимается зеркало, а потом уже срабатывает затвор, после чего зеркало «падает» обратно. Механически это сложнее, занимает кучу места внутри камеры и лет десять как не имеет смысла. В наш век развития цифровых технологий смысл в зеркальных камерах отпал, но пока производители камер искусственно разводят покупателей на любительские и профессиональные камеры, поскольку это позволяет зарабатывать чуть-чуть больше. Шучу. Не чуть-чуть, а очень сильно больше. Сейчас могут возмутиться профессионалы - их аргумент, что для работы качественного фазового автофокуса, который в разы быстрее позволяет фокусироваться, все равно нужно зеркало, да и экспозамер в большей части фотоаппаратов до сих пор устроен похожим образом, разбивается о смартфоны. Да-да. Именно наличие фазового автофокуса, интегрированного почти во все матрицы современных смартфонов, прозевали производители камер. Хотя почему прозевали? Ведь матрицы для смартфонов все равно делают производители матриц, а их не так много. Кстати, матрицу для Olympus вроде как выпускает Sony, но технологические разработки остаются на стороне Olympus. Но мы сейчас не об этом. Размер матрицы напрямую влияет на размеры и вес камеры, но в теории отрицательно влияет на глубину резкости и рост уровня шумов. Разберемся?
Что есть глубина резкости? Если вы сейчас вытянете руку вперед и посмотрите на свою ладонь, то она будет в фокусе вашего внимания, а все предметы за ней, особенно если вы вытянете её в сторону окна, будут слегка размытыми. Но лишь слегка. Мозг - весьма хитрая штуковина, и его основная задача - математически компенсировать физическое несовершенство нашего глаза, который оптически представляет собой полную хрень. Во-первых, никакой тебе многолинзовой структуры с поправкой аберраций и дисторсий, никаких тебе зумов и прочего разнообразия технологий. Всем этим у нас занят мозг. Именно он и используемые им алгоритмы помогают нам как видеть широкое поле во время осмотра окрестностей - не несется ли к нам какой-нибудь лев, чтобы нас слопать, так и сосредотачиваться на одной крохотной детальке, искусственно сужая угол зрения. Не знаю, видимо, это нужно было, чтобы вылавливать блох из наших шкур. Когда появилась фотография, в силу физических особенностей процесса фокусирования лучей на плоскости и необходимости их как-то ограничивать, в камерах появилась диафрагма. Это те самые циферки f2.8 или f1.2, которые вы видите, когда переводите смартфон в профессиональный режим или выставляете его на своей камере. Именно они обозначают диафрагму. Чем значение меньше, тем шире она открыта, тем больше света попадает в объектив, тем короче выдержка и тем меньше глубина резкости. То есть те предметы, которые при фокусировании на объекте попадут в зону, где все резкое. При малой глубине резкости на портрете могут быть резкими глаза, но уже нос и уши будут уходить в расфокусировку. Это красиво, не когда уши не в фокусе, а когда планы разделены по резкости и это то что все вожделеют при портретной съемке. При пейзажной кстати у этого есть обратная сторона и диафрагму рекомендуется закрывать, чтобы получить максимальную глубину резкости. Особенность кропнутых камер в том, что глубина резкости на них на одинаковых фокусных расстояниях объективов всегда больше, и при портретной съемке вам сложно сделать «размытие заднего фона», которое уже умеют делать даже смартфоны. Это первая, главная претензия секты свидетелей Появления Очень Качественных Полнокадровых Камер. По результатам моих тестов могу сказать, что обвинения не беспочвенны, размытие заднего плана при съемке на Olympus OM-D1 Mark II с объективом M.Zuiko 12-40 PRO 2.8 действительно не дает даже того эффекта, что умеет делать любой смартфон 2019 года выпуска, но, у меня просьба. Еще раз вытяните руку вперед и посмотрите на нее. Что, правда за ней все объекты расплылись в приятном боке, и вы их почти не видите? Или все-таки все лишь слегка ушло в легкий расфокус? Я думаю, что если у вас не миопия крайней стадии, то вы все будете все равно видеть довольно четко. Так что размытие Олимпуса, скорее даже ближе к реальному нашему ощущению мира, чем на полном кадре. Хотите сильного боке? Не проблема. Выбирайте светосильный объектив-портретник, например, M.Zuiko Digital 45mm 1.8 или аналогичный на 25мм. Хотите чего-то именно портретного – берите M.Zuiko Digital 45mm 1.2 PRO и будет вам большое портретное счастье, по цене средненького полнокадрового объектива. Нет на него денег, возьмите аналог с диафрагмой 1.4. Тут кстати проявляется еще одно преимущество формата 4/3. На него при помощи такой-то матери и пары переходников можно налепить практически любой старенький объектив начиная от Гелиоса 44-М и заканчивая объективами Voigtlander. Врать всем, что Олимпус будет размывать задний фон так же сильно я не буду, но для меня этот уровень размытия совершенно не критичен, портреты на эту систему получаются отлично, возможности современной оптики и высокий уровень микроконтраста на новых объективах уже иногда хочется душить, вариантов развития полно, так что еще очко в пользу этой системы.
Еще одна большая проблема высокие шумы на маленькой матрице. Попробуем разобраться. Как мы помним из теории, свет он как бы волна, но и немного частица. Дуализм поведения сего явления до конца не изучен, чего он так себя ведет все-ещё обсуждают физики-теоретики, но из этого рождается новая заруба смартфонов и фотоаппаратов. Вы видели какие ночные кадры выдает двухлетний Huawei P20 Pro? Знаете, как? Вся проблема шумов в том, что на самом деле матрицы фотоаппаратов не улавливают частоту волны света ответственную за окрас и воспринимают только её как поток частиц, фиксируя лишь количество частиц света, попавшего на матрицу. Над любой матрицей установлен фильтр Байера, который пропускает сквозь себя частицы лишь с определенной частотой. Этакое решето, отражающее большую часть света обратно и пропускающее лишь крохи той информации, которую несет с собой световой поток. Производители матриц сейчас борются между собой в основном взаимным расположением ячеек в этом решете, их размером и определением идеальных оттенков, которые надо пропустить, а какие отразить. Понятно, что на цветную матрицу падает света в разы меньше чем на чёрно-белую. От этой проблемы все достаточно давно пытаются уйти, и даже было сделано несколько попыток уйти фильтров Байера, но пока дальше пары не очень удачных экспериментов дело не пошло. В смартфоне, у которого могут быть несколько камер, чаще всего одна матрица цветная с фильтром, а вторая черно-белая. Полученные с двух матриц изображения математика склеивает, при этом значения яркости берутся именно с черно-белой матрицы и окрашиваются значениями цвета со второй матрицы. Таким образом относительно простая оптически техника смартфонов убегает в неплохой отрыв от камер. Я пока не жду, что в ближайшее время появятся камеры от производителей фототехники формата хотя бы 1 дюйм с парой объективов с хорошей оптикой и разными матрицами, хотя это был бы интересный эксперимент. Но я уверен, что раньше производителей камер к этому придут производители смартфонов. Подождем. Вернемся к камерам и системе Олимпус. Скажу правду. Пока у меня не было реальной возможности протестировать режимы этой камеры ночью. Однако все что я видел в интернете свидетельствует о том, что с шумами она борется более чем достойно и уж точно сильно лучше, чем то, что выдает моя полнокадровая камера десятилетней давности. Кроме того, у камер Олимпус есть отличный режим Live composite который делает очень интересную штуку. Во время первой экспозиции фотографии математика камеры «запоминает» яркостную картину всех участков и при последующих снимках сравнивает разницу и добавляет к кадру только участки на которых поменялась яркость за прошедший период. Это очень помогает при съемке вечером в городах, для получения длинных линий от фар, съемки ночного неба с линиями вращения звезд, или даже съемки ситуаций, на которых необходимо «размыть людей». В общем слухи о том, что камеры прям шумят, сильно преувеличены.
Кстати, раз мы заговорили про матрицы, пикселы и прочую историю, давайте еще раз снимем фильтр Байера и посмотрим на матрицу вооруженным взглядом. Борьба за увеличение количества пикселов, при неизменном размере самой матрицы ведет к чему? Правильно, что на один квадратный миллиметр количество фотодиодов стремительно растет. Здорово, правда? Здорово, если не учитывать такую штуковину, как пределы разрешения оптических приборов. Каждая оптическая система имеет свою разрешающую способность, то есть возможность отобразить на плоскости матрицы две точки, расположенные рядом в плоскости изображений именно в виде точек, а не в виде пятен. Объясняется это дифракцией, борются с этим путем создания сложных многолинзовых объективов из стекла разной пропускной способности, помните тех самых кронов и флинтов, о которых я упоминал в самом начале и кучи сопутствующей электронике и математике. Так вот, чем меньше размер светодиода, тем выше должна быть разрешающая способность оптики, рисующей изображение. Либо необходимо бороться с дифракцией математическими методами, мощными процессорами и нейронными сетями, которых пока в мире камер не наблюдается. Все топчутся вокруг устаревшей архитектуры, боясь сделать первый шаг в неизвестность. Поэтому отличные матрицы Сони пока, на мой взгляд, либо не обеспечены соответствующей оптикой, либо она стоит как Титаник, в момент схода со стапеля верфи. Да и второй аргумент в пользу не таких больших матриц. Если вы не профессиональный фотограф, которому надо печатать фотографии на борт газели на улице, вы, когда распечатывали в последний раз что-то формата скажем А2? А знаете статистику по размерам экранов смартфонов и мониторов компьютеров? Большая часть мира только-только добирается до HD формата. То есть 99,99% снимков нужны максимум в разрешении Instagram 1080. Отсюда простой вывод, что размера матрицы 20 млн пикселей на 4/3 формате с соответствующими объективами гораздо лучше, чем матрица полный кадр, средний объектив и слабенькая математика камер.
Коротко суммируя мой непродолжительный опыт теста Олимпус – мне понравилось. Понравился быстрый фокус, отличная резкость по всему полю, возможности для настройки камеры под себя и свои приоритеты, очень понравился вес и размеры системы, позволяющие забыть о 45 литровом рюкзаке и уложить камеру с тремя объективами в маленькую сумочку через плечо. Понравилось, что камера и объективы серии PRO не боятся воды и пыли. Понравилась картинка, которую камера дает даже с камерного jpeg, хотя его надо настраивать под свои нужды. Понравилась интеграция камеры с телефоном для управления и быстрого отсмотра отснятых кадров, понравилась пяти осевая стабилизация, от которой я вообще в восторге. Буду ли я мигрировать с Canon на Олимпус? Однозначно.
Кстати, никому не нужны два отличных объектива Canon 28-105 F/4 L и 100-400 F/4.5-5.6 L внешне ушатанная, но внутри вечно молодая тушка 6D и 580 вспышка?