Найти тему
Большой музей

Миф о бесплатном советском образовании

Оглавление

Часто можно услышать эту фразу об эпохе 1930-х и даже 1950-х годов. Так ли это? Да, в 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение. Однако, до всеобщего среднего путь был не близок. В 1940 году платное обучение было введено в 8—10 классах средних школ, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в высших учебных заведениях. Для учащихся 8-10 классов плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 году в среднем примерно 10 % от семейного бюджета. Этим объясняется тот факт, что у большинства ушедших в 1941 году на фронт призывников было или начальное образование, или семь классов образования. Отмена платы за 8–10 классы произойдет лишь в 1954, за обучение в ВУЗе — в 1956 году.

Через двадцать лет после закона о начальном образовании, в 1961 году, на XXII съезде партии была выдвинута задача осуществления всеобщего среднего образования. Еще 10 лет спустя, в 1971 году, на XXIV съезде КПСС была отмечена большая работа, проведенная в стране по подготовке к введению всеобщего обязательного среднего образования. И только через пять лет, на XXV съезде КПСС в 1976 году было сообщено о завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Новая Конституция СССР, принятая в октябре 1977 года, в статье 45 законодательно закрепила введение всеобщего обязательного среднего образования.

Молодой рабочий-стахановец С. Прохоров во время работы. Ярославская область. 1944 г. Фото Сидорова. Из собрания Государственного архива Ярославской области.
Молодой рабочий-стахановец С. Прохоров во время работы. Ярославская область. 1944 г. Фото Сидорова. Из собрания Государственного архива Ярославской области.

Фабрично-заводские школы

В годы войны образование молодежи отошло на второй план. 13 февраля 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работавших в государственных учреждениях и предприятиях. Только в течение 10 месяцев 1942 года в промышленность и строительство было мобилизовано 5 650 900 человек из городского населения и 168 000 человек из сельской местности.

О том, что большая война начнется, знали все. Вопрос стоял только о сроках её начала, ну а в быстром её завершении «малой кровью и могучим ударом» на территории врага никто не сомневался. Штабные игры предусматривали наступательную тактику. «Если завтра война» и другие пропагандистские фильмы конца 1930-х внушали веру в несокрушимость Красной Армии. Тем не менее, в преддверие грозных событий войны, еще в 1940 году было принято одно важное социально-экономическое решение.

«Предвоенная обстановка продиктовала и необходимость создания системы трудовых резервов. За короткий срок в Москве и области было организовано и в 1940 г. уже функционировало 129 ремесленных училищ и 29 школ фабрично-заводского обучения, в которых обучение 77 тысяч учащихся. Для предприятий автомобильной, авиационной, станкостроительной промышленности, оснащенных лучшим для того времени оборудованием, это был солидный отряд будущих квалифицированных рабочих», — из воспоминаний Б. Н. Черноусова, секретаря Московского Комитета ВКП(б).

Секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) Михаил Александрович Водолагин указывал, что «другим новейшим предприятием явилось создание в октябре 1940 года системы государственных трудовых резервов на основе массовой подготовки рабочей силы для народного хозяйства в ремесленных училищах и в школах ФЗО. Так, в 1941 году сталинградская промышленность получила из школ ФЗО 14 тысяч квалифицированных рабочих, а в 1942 году с учетом выпуска из ремесленных училищ – еще 18 тысяч. Это пополнение, в основном из подростков, составило треть работающих на предприятиях Сталинграда».

Школа ФЗУ автозавода. Из собрания Ярославского музея-заповедника.
Школа ФЗУ автозавода. Из собрания Ярославского музея-заповедника.

Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) начали создаваться в стране с 1940 года и подчинялись Главному Управлению трудовых резервов; на местах – соответствующим областным управлениям. Школы ФЗО были профессионально-техническими учебными заведениями и создавались при промышленных предприятиях. Срок обучения в них составлял 6 месяцев.

Подростки из ремесленного училища на производстве в 1941-1942 гг. Из собрания Государственного архива Ярославской области.
Подростки из ремесленного училища на производстве в 1941-1942 гг. Из собрания Государственного архива Ярославской области.

Многие подростки принимали решение о вступлении в школах ФЗО из-за тяжелого экономического положения семьи. Другие шли туда из этических соображений – ради служения стране и помощи фронту. Тем не менее, попасть в ФЗО подросток мог и по разнарядке, при нехватке кадров на предприятии. И здесь от него ничего не зависело.

«Однако не все смогли закончить курс обучения в школе, многим пришлось уйти в ФЗО или совсем бросить учебу. Отцов забирали на фронт, матери выполняли трудовые повинности: рыли окопы, работали на предприятиях, заменяя мужчин. Оставались большие семьи, которые нужно было кормить, поэтому старшие дети были вынуждены устраиваться на работу. Тех, кто плохо учился, из школы отправляли в ФЗУ», — из воспоминаний Алевтины Григорьевны Тихоновой (г. Ростов).

На предприятиях СССР еще в 1920-е годы были созданы Школы фабрично-заводского ученичества, в качестве низшего типа профессионально-технической школы. Они готовили из подростков будущих квалифицированных рабочих. Срок обучения составлял 3−4 года. В школу принималась молодёжь в возрасте 14−18 лет с начальным образованием.

С началом войны большое число школьников в возрасте 14 лет и старше перешло на учебу из обычных школ в ремесленные училища и школы ФЗО. Так, например во время войны на Пермском моторостроительном заводе № 19 трудились около восьми тысяч подростков, большинству из которых было 14 –16 лет.

Многие из них получили трудовые книжки гораздо раньше, чем паспорта. И чтобы подростки могли дотянуться до станков, им приходилось подставлять ящики.

Подростковый труд в годы Великой Отечественной войны

На фотографии Л. Ченева, которая в годы войны работала вулканизаторщицей (на заводе всегда чисто мужская профессия), ей помогает девочка – подросток из Ленинграда. Из собрания музея Шинного завода.
На фотографии Л. Ченева, которая в годы войны работала вулканизаторщицей (на заводе всегда чисто мужская профессия), ей помогает девочка – подросток из Ленинграда. Из собрания музея Шинного завода.

Для учебы подростков-рабочих в 1943 году была создана сеть школ в городах и рабочих поселках Ярославской области. Они учились 3 дня в неделю по 3 часа по программам 5-10 классов общеобразовательных школ. В апреле 1944 года было принято распоряжение СНК СССР «О переименовании школ для подростков в школы рабочей молодежи и об утверждении Положения о школах рабочей молодежи», сокращенно – ШРМ. В них подростки обучались по программе средней школы без отрыва от производства.

Не стоит забывать и о такой категории как воспитанники детских домов и исправительных колоний. Они тоже не избежали труда на производстве в годы войны, причем выбора у них было еще меньше, чем у детей из обычных семей. В июне 1943 года Совнарком СССР принял постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» и «О трудовом устройстве подростков старше 14 лет – воспитанников детских домов, трудовых колоний НКВД и детей, оставшихся без родителей». В соответствии с этим постановлением в различных районах страны организовывались трудовые воспитательные колонии на 30 тысяч подростков, задержанных за различные преступления. 42 000 детей старших возрастов из детских домов и трудовых колоний, а также детей, оставшихся без родителей, направлялись на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО.

СССР
2461 интересуется