История оружейника Фёдорова интересна сама по себе. Родившийся в 1874 году Владимир Георгиевич к 1916 году дослужился до звания генерал Майора. При этом сделал он это за заслуги именно в разработке, изучении и стандартизации оружия. Его как военного ученого признавали в царской России об этом говорит звание генерала для не боевого офицера в 42 года. А когда пришла революция он её не опасался, считая, что его разработчика все это не коснется. И оказался прав. Да он был арестован по подозрению во вредительстве после пожара на заводе, но был оправдан и освобожден. В Советском союзе он сохранил своё звание, в годы великой отечественной войны он продолжал изучать новинки мирового оружия, а также работать в комиссии по приему новых образцов оружия. В отставку ушел в 1953 году в возрасте 79 лет. Умер выдающийся оружейник в возрасте 92 лет в 1966 году и был похоронен в Москве.
Фёдоров был действительно выдающимся оружейником, и не только оружейником, но научным работником с комплексным подходом. Еще до революции он предлагал самозарядное и автоматическое оружие, после гражданской войны научно доказал постепенное уменьшение калибров огнестрельного оружия, перед второй мировой войной доказал необходимость артиллерии 76 миллиметров, идеи унификации огнестрельного оружия и многое другое. Также Владимир Георгиевич занимался историческими исследованиями, он доказал появление артиллерии на Руси в 1382 году, а также выпустил две книги с точки зрения военного дела проанализировав «Слово о полку Игореве».
Но давайте вернемся к патрону 6.5х57 который Фёдоров разработал еще в 1913 году. По размерам гильза патрона во многом была похожа гильзе 7.92х57 Маузер, та же длинна и судя по чертежу донце. Изначально Фёдоров проектировал патрон с 3-мя видами пуль, две со свинцовым сердечником и одну бронебойную с вольфрамовым сердечником. По данным которые мне удалось найти пулю массой 8.5 грамм винтовка Фёдорова выпускала со скоростью 850 метров в секунду, и дульная энергия составляет 3000 джоулей. Это меньше чем энергия винтовочного патрона к винтовке Мосина, но больше чем у патрона к винтовке Арисака.
Патрон Фёдорова на мой взгляд нельзя считать промежуточным, и логичен был перевод его автомата на патрон Арисаки который как раз можно отнести к таковым. А вот с точки зрения патрона для снайперской винтовки и пулемета на мой взгляд он мог бы стать более перспективным по сравнению с 7.62х54. В 2017 году патрон 6.5 Creedmoor был протестирован военными США и был признан перспективным для стрельбы до 1000 метров для армейского оружия по сравнению с 7.62х51 НАТО. Но новый патрон был создан в 2007 году, с 1913 года патрон к Мосинке претерпел немало модернизаций и если бы развивали патрон Фёдорова возможно вопрос переоснащения армии России не стоял бы.
история не имеет сослагательного наклонения, но история патронов на примере 10мм Auto говорит о том, что патроны могут возвращаться. Возможно, когда ни будь кто-то попробует заново сделать патрон Фёдорова, с текущими порохами и пулями он сможет потягаться со многими современными.