Путешествие из Красноярска на Юг Сибири подготовило нас к тому, что здесь можно увидеть всё, что угодно. Но даже для привычной ко всему команды "Зеленого края" эта короткая вылазка стала необычайным откровением. И по качеству природных видов, и по невероятной силе места, в котором мы оказались.
Это Минусинская котловина – один из немногих уголков на земле, где рельеф местности был полностью сформирован человеком. Свыше 30 тысяч больших и малых курганов и могильников навсегда изменили вид хакасской равнины.
" Холмы тут словно покрыты бурым бархатом, их очертания мягки и приятны на глаз. Резкий степной ветер хоть и пронизывает до кости, но несет в себе остатки тепла среднеазиатского. А могильники так обширны, что иногда кажется, будто здесь нашла последний покой целая Азия". Такой предстала Хакасия взору знаменитого исследователя Южной Сибири Петра Степановича Палласа в конце 18 века.
Он был одним из многих путешественников и просто авантюристов, искавших здесь свой Эльдорадо. С тех пор, как неутомимый сподвижник Петра, Даниил Мессершмидт, открыл для европейцев культуру Хакаско-Минусинской котловины, экспедиции из Старого Света начали прибывать сюда с завидной регулярностью. Местные находки переворачивали все тогдашние представления об истории Азии.
В обеих Столицах Российской империи только и было разговоров о золотых кладах скифов, кыргызов и гуннов, скрытых в бесчисленных хакасских курганах. Пока "шурфовщики" и прочие грабители могил безжалостно ворошили древние кости, целые группы столичных мистиков отправлялись в Хакасию за новыми ощущениями и знакомством с шаманизмом, который здесь цвел буквально бурным цветом. По салонным слухам, здесь камлала элита потомственных сибирских шаманов.
По пути первопроходцев, охотников за кладами и искателей приключений мы достигли ключевой точки нашей экспедиции по югу Сибири. Здесь горные массивы плавно переходят в сибирские степи, которые тянутся до самого Китая. Это места, где мистика удивительным образом срастается с реальностью.
Это один из самых красивых краёв, которые нам приходилось видеть. Он как будто сошёл с рериховских полотен, а скорее, послужил им натурой. Всё здесь - горы, степи, полупустыни и бескрайняя тайга подчеркнуто контрастны и приобретают в пасмурную осеннюю пору особый черно-голубой оттенок. Выгоревшая жесткая трава густо закрывает все видимое пространство, словно ковер с мягким ворсом. Воздушные массы, кочуя и сталкиваясь друг с другом, образуют удивительные атмосферные эффекты.
Незаметно у нас появилась привычка, все время глядеть себе под ноги. Хотя курганное золото оказалось, по большей части, мифом и давно стало достоянием археологов, азарт кладоискателя возникает как-то сам собой. Не хочется расставаться с надеждой, что вот-вот сейчас в траве мелькнет какой-нибудь древний предмет.
В каждом нашем путешествии случаются пиковые моменты, когда мы прибываем в отдаленные места, масштабы которых нас поражают. Салбыкский курган в Хакасии намного больше разрекламированного "Стоунхенджа". Того самого "Стоунхенджа", сравнение с которым сразу приходит в голову, когда видишь эту грандиозную структуру из каменных плит.
Хитрые фотографы так снимают "Стоунхедж", что он кажется значительно больше своих истинных размеров. Большой Салбыкский курган больше английского мегалита в полтора раза, но только фотографируют его гораздо реже. Скифская курганная культура пятого века до нашей эры оставила нам этот грандиозный памятник.
Основа кургана выстроена из гигантских каменных плит, некоторые из которых, по уверениям археологов, весят больше 60 тонн. Каким образом столь массивные камни доставлялись сюда из дальних каменоломен на берегах Енисея, и по сей день остается загадкой. Как и многие другие курганы, Большой Салбыкский, ещё в незапамятные времена, был раскопан. Но хитроумное устройство усыпальницы обмануло древних грабителей. Так что основные находки попали в руки ученых.
Считается, что будто бы здесь проходит граница биомагнитной аномалии, создавая тем самым наиболее благоприятную атмосферу для общения с духами. Шаманские камлания проходят поблизости от знаменитых «Больших ворот», двух вертикально стоящих камней – менгиров, высотой около трех метров. Большие ворота обозначают вход в долину, где помимо Большого Салбыкского кургана, располагаются и другие не менее грандиозные усыпальницы вождей доисторических царств Среднего Енисея.
Шаман предлагает нам пройти обряд очищения, и рассказывает участникам проекта некоторые детали их прежней жизни. Хотите верьте, хотите нет, но чаще всего его предположения удивительным образом оказывались верны. Под равномерные звуки бубна с неба, никоим образом не предвещавшем дождя, вдруг посыпали крупные водяные капли. Это был первый осенний ливень с момента начала нашей экспедиции по просторам Южной Сибири.
Ощущение потерянности во времени не покидает в местной степи ни на минуту. Признаки цивилизации в виде телеграфных столбов мирно соседствуют здесь с сооружениями непостижимой древности. Индустриальный пейзаж Абакана быстро теряется среди бесчисленных курганов, насыпанных задолго до Рождества Христова. И всё это под бездонным небом,, среди бархатных холмов Хакасского нагорья.
Подписывайтесь а наш канал, если вам понравилось. Ставьте палец вверх. Это очень поможет нам в развитии. Спасибо!