Эволюция в смешанных единоборствах происходит прямо на глазах. Спортсмены начинают усваивать, осваивать и выполнять приемы из самых разных дисциплин и стилей борьбы. Бойцы наносят удары по-разному, двигаются по-разному, тренируются и едят по-разному. То, что было доминирующим год назад, на следующий год видоизменяется., т.е. наблюдается большая динамика.
Одной из дисциплин, набирающих популярность в мире ММА, является Сават, французское искусство кикбоксинга, разработанное в течение 1800-х в качестве самообороны для тех, кто призван сталкиваться с «дикой» стороной общественной жизни. Слово savat происходит от старого французского слова «сапог», имеющего корни в испанском zapato (туфля).
Сават, как известно сегодня, представляет смесь Марсельского южного стиля ударов ногами , якобы используемых моряками для борьбы на лодках и уличных боевых приемов или для боевой подготовки членов экипажа морских судов, чтобы уметь защитить себя, прогуливаясь в парижских районах красных фонарей, играя в азартные игры и развлекаясь.
Южное искусство ударов ногами было известно как «туфля», или тапочка, в то время как северный стиль назывался сават (сапог).
Несколько мастеров этих стилей в конце 1800-х и начале 1900-х годов свели к общему принципы взятые от каждого направления и организовали из двух свободных боевых стилей боевое искусство и, в конечном итоге, спорт — французский бокс. Первоначальными двумя прародителями этого вида спорта были Мишель Кассе и его ученик Шарль Лекур. Кассе широко известен тем, что создал искусство савата где прототипом для прёмов были использованы навыки французского уличного бойца, в то время как Лекур взял искусство своего мастера и добавил элементы английского бокса, чтобы завершить ударную технику.
Студент Лекура, Жозеф Шарлемон, продолжал развивать это направление в профессиональный спорт, отличая его от методов самообороны, используемых на улицах (сават с улицы) и собирая отдельные разрозненные движения в связанные системы.
Сын Шарлемона, Шарль, продолжил традицию, добавляя приемы и методы из английского бокса, развивая искусство французского кикбоксинга, пока ученик Шарля, Граф Пьер Барузи, не основал Национальный Комитет Бокса Франции незадолго до Первой мировой войны.
Спортивная переподготовка уличного бойца была завершена. С тех пор Сават предпринял маленькие шаги к возможному олимпийскому признанию, Святому Граалю для всех уважающих себя боевых искусств.
Современный Сават отличается динамичным стилем ударов ногами, однотонными костюмами и обувью. Это определенно французское боевое искусство. Его часто сравнивают с балетом, когда балерина, вставляет свою ногу прямо в ваше лицо.
Один из величайших боксеров савата, Франсуа Пеннаккио, сделал себе имя за его победы бойцов муай тай.
Но самым известным его боем было единогласное решение над Рамоном Деккерсом, в котором быстрый огонь, точечные удары ногами Пеннаккио заставили Деккерса, мощного бойца Муай Тай оказаться в затруднительном положении. Они сражались по правилам кикбоксинга, поэтому оба мужчины сражались в некотором невыгодном положении, но встреча была поучительным взглядом на текучесть и скорость против силы и агрессии. Пеннаккио всегда был в движении, никогда не был на одном месте в течение какого-либо большого количества времени, и Деккерс неоднократно посылал свои свистящие круглые удары в пустое пространство, где только что был саватский мастер.
Косые и боковые удары савата, известные как фронтальная атака и низкая фронтальная атака. Эти удары очень эффективны и немного противоречивы, из-за того, что большинство бойцов ММА не имеют надежной защиты от них. Лучшая защита - это движение, как показал Густаффсон против Джонса.
Конор Макгрегор, похоже, привнес немного савата в свой арсенал ударов, использовал косой удар, чтобы его противник - Хосе Альдо всего за несколько секунд до того, как он приземлился от аккуратного крюка в челюсть. Макгрегор использует клинковую позицию, более восточную традиционную позицию поэтому вероятно, он также взял этот удар из китайских, японских или корейских боевых искусств. Косой удар не является эксклюзивным для Сават, и он не определяет стиль. Удар может использоваться сейчас и в ММА, но суть искусства заключается в изящной работе ног и движении, которое позволяет бойцам Савата выполнять этот удар быстро и эффективно.
Со временем бойцы будут дальше развивать свои стили боя, как это делал Брюс Ли и как это делает Макгрегор и развивать еще более сложный и текучий сплав многих боевых методов. Эволюция идет так быстро, что мы, вероятно, сможем записать ее здесь, как это происходит.