Пересказ истории со слов отца. Отрабатывали лаву комплексом КМ-130, мощность пласта под 3 метра. И как-то раз уткнулись в нарушение. Вроде бы аккуратно его проходили, но всё же однажды лавный конвейер напрочь завалило здоровенными «чемоданами» из породы. Лава встала. Причём, вместе с конвейером: при запуске двигатели гудят, приводная звёздочка делает рывок, а скребки – ни с места. Ни взад, ни вперёд.
В начале смены пришёл в лаву директор, посмотрел на завал, сокрушённо покачал головой. ГРОЗ'ы орудуют кувалдами и лопатами, временами пытаются раскачать лавный привод. Тут же с ними бригадир весь в «мыле», наравне с рабочими машет кувалдой. На пять минут сели передохнуть. Директор спрашивает:
– К следующей смене хотя бы сможете лаву запустить?
Немного переведя дух, бригадир пожал плечами:
– Загадывать не будем. Получится – значит, запустим. Не получится – значит, следующей смене ещё достанется.
Директор ещё раз оглядел завалы и с грустью в голосе произнёс:
– Ладно, работайте. Не буду вам мешать.
Встал и ушёл. Звено шахтёров во главе с бригадиром продолжило колотить кувалдами массивные куски породы, пытаясь в первую очередь освободить зажатые скребки, чтобы раскачать и запустить лавный привод. Однако от кувалды проку было не много. Что можно было, раздробили шнеками комбайна в зоне досягаемости. Увы, комбайн сам стоял заблокированный породой, а потому свобода его перемещения была невелика.
Между тем, директор прошёлся по другим участкам шахты. Из трёх добычных бригад стояли все три: у нашей – завал в лаве, у второй – перемонтаж лавы, у третьей – крупный ремонт комбайна. Сегодня если кто и даст уголёк, так это проходчики, но у них его совсем чуть-чуть и это капля в море. С невесёлым видом он вышел на-гора: перед его глазами на складе два бульдозера натруженно растаскивали конус ссыпающегося угля. Постоял, понаблюдал – поток угля не иссякает. Спустился на приводную головку магистральной ленты, спрашивает у рабочего:
– Давно лента работает?
– Да уже с полчаса. Позвонили, я включил.
Директор явно был озадачен – неужто лаву запустили? Не поленился, пошёл обратно в шахту по конвейерной линии. Пришёл в лаву – ту самую, где в начале смены был завал. Но нет! лава работала! Как ни в чём не бывало на нижней нише шахтёры занимались привычно своей работой, по приводам качался уголь, где-то в середине лавы комбайн рубил «чёрное золото». Директор поднялся по лаве к ГРОЗ'ам – среди них секции двигал бригадир, помогая рабочим наверстать упущенный план. На удивлённый взгляд директора бригадир «раскололся»:
– Мы «чемоданы» накладными распалили, а кувалдами – до конца месяца бы шлёпали. Через начальника за аммонит вопрос порешали, если что – бумаги утрясём, зато лаву запустили.
Директор с улыбкой на губах одобрительно кивнул и поспешил обратно на-гора. После мойки переодевшись в чистое, он лично дал указание в столовой сдвинуть несколько столов вместе, цветы убрать и поставить водку, к выходу смены накрыть столы. Так и было сделано. Директор затем самолично встретил смену, пожал каждому руку и указал после мойки и раздевалки пройти в столовую – там уже в их честь накрыта «поляна».