Найти тему

Одесса… Город-воин, которого нет

Оглавление
Одесса. Памятник неизвестному матросу. Фото: 100news.tv
Одесса. Памятник неизвестному матросу. Фото: 100news.tv

5 августа 1941 года началась героическая оборона Одессы. И это — не просто пышные, скучные слова. Чтобы убедить вас в этом, хотим показать два отрывка из прозы писателя Валерия Смирнова — одного из самых издаваемых русскоязычных авторов на Украине, между прочим.

Валерий Смирнов. Знаток настоящего одесского языка. Фото: dumskaya.net
Валерий Смирнов. Знаток настоящего одесского языка. Фото: dumskaya.net

«Местечкововый вопрос»

«Все усиленно гордятся Одессой из года в год. Едва успеваешь читать стотысячные по счету статьи-книги о Катаеве-Ильфе-Утесове, об Ойстрахе-Костанди-Гамове куда реже, но все-таки…

Мир давно знает о том, что Одесса — родина множества гениев во всех сферах человеческой деятельности, отчаянных хохмачей, умопомрачительных красавиц, благородных бандитов…А вот о том, что Одесса является городом-воином еще со времен Крымской войны мало кому ведомо.

Город-воин Одесса прозябает в тени несравненных япончиков и блистательных жуликов. На бабеле-беневскую тему за последние двадцать лет написано куда больше, чем обо всех участниках обороны Города, вместе взятых.

Одесса – город Герой. Но после того, как в брежневские времена звание «Город-Герой» стали раздавать пачками, любые комментарии становятся излишними.

Памятная композиция «Народные мстители». Фото: alekseysc.livejournal.com
Памятная композиция «Народные мстители». Фото: alekseysc.livejournal.com

А ведь Одесса стала первым в СССР городом-Героем еще в 1945 году. И еще не одно десятилетие количество городов-Героев самой огромной в мире державы легко пересчитывалось по пальцам одной руки.

Число изданных мизерными тиражами книг и публикаций в периодике о воинском подвиге Одессы ничтожно. Не брать же в расчет дежурные, поверхностные статьи, впопыхах написанные к нескольким календарным датам.

Но вот в России вышла книга А.С. Юновидова в серии «Военные тайны ХХ века» «Оборона Одессы. 1941.» В аннотации к ней сказано: «Одним из самых заметных и самых удачных оборонительных сражений начала войны стала оборона Одессы. Это был не только коллективный подвиг многих тысяч людей, но и уникальная оборонительная операция. Она не имеет аналогов в мировой истории, в том числе и в обороне военно-морских баз».

Защитники Одессы. Фото: yandex.ua
Защитники Одессы. Фото: yandex.ua

Пересказывать содержимое книги не собираюсь, тем более что она есть в Интернете. От себя лишь добавлю, что в 1980 году мне выпала честь встречаться в течение года с теми, кто защищал Одессу в 1941 году. Анализируя их воспоминания, я понял, почему именно оборона Одессы, в самые тяжелые месяцы войны, стала для всей страны наглядным примером воинской доблести.

В 1981 году, когда торжественно отмечалось 40-летие обороны Одессы, был опубликован цикл очерков об обороне Города. О главной причине еще не имевшего аналога в первые месяцы войны сопротивления советского города вражескому нашествию там не было ни слова. В те годы по отношению к Одессе существовал сочиненный Киевом термин «местничество». О том, что Одесса – город-Герой пиши хоть через строчку, а вот хоть раз упомянуть, что Одесса стала первым городом-Героем в СССР – это уже местничество.

В общем, пришло время поведать легенду успешной обороны Города, за которую вы не найдете сведений даже в вышеупомянутой книге». (Далее предлагаем вам отрывок из роскошной одесской байки, которую Валерий Смирнов рассказал от имени некоего Ленчика Кошелева, как бы обращаясь к молодому поколению одесситов — РЕД.).

Легенда про «полосатых дьяволов» и немного про Федю Трапочку

«Мне все равно, зачем тебе это надо. Если бы ты был другой, я б в твою сторону даже не плюнул. Но ты бакланишь на нашем языке, хотя запинаешься на понятии «лягавый» — и я говорю с тобой, как равный с равным. Мне скоро на тот свет, но я видел настоящую Одессу, а не суррогат, который вам кажется нашим городом. И поэтому я все-таки счастливее тебя. Тебя ж вообще скоро в клетке показывать будут или по телевизору. Как коренного одессита в родном городе, который вдобавок не живет в коммуне. Потому слушай…

Так тебе говорю я – и можешь мне поверить. Хотя это трудно. 

…Я вчера смотрел на себя в зеркало и не верил, что этот набор костей когда-то был Лёнчик Кошелев, парень оторви и выбрось. Лёнчика когда-то знал весь город. А теперь…. Одно утешает — еще недолго.

Я не знаю, какая кровь течет в твоих жилах, и на это всегда было глубоко начихать, но морда у тебя чисто наша. И слова ты произносишь с тем же акцентом, с каким говорила Одесса еще после войны. Только ты не знал биндюжника Федю Трапочку. Потому как слишком поздно родился, чтобы жить в собственном городе, таком, каким ты наверняка считаешь Одессу. А ее уже нет, верь мне, пацан. Она стала навсегда умирать в начале пятидесятых точно так же, как пыталась отбросить ноги в семнадцатом.

Об этом рассказывал мой папаша — и он понимал за наш город даже больше меня. Сегодня Одессы уже нет. Потому что одесситы покидают этот город и думают, что у них есть будущее. Будущее есть и у меня. На третьем кладбище рядом с папашей, мамой, дедом и сыном. Он был немного похож на тебя и с такой же придурью. На этом кладбище и лежит сегодня Федя Трапочка…

Я столкнулся с Федей в августе сорок первого, когда на фронт за Лузановкой бегал трамвай. Мы сидели прямо, позаду оставалась Одесса, сбоку море, а впереди румыны, которые могли попасть в город только по нашим костям.

Мне тогда было семнадцать. Я не давал присягу и чихал на приказы шпаков, заставивших моряков одеть поверх рябчиков (тельняшек. — РЕД) этих идиотских гимнастерок. Они превратили красу и гордость Одессы в полевую мышь. Но мы тогда росли в рябчиках, как сейчас вы росли в джинсах. Моряки косились на Устав и расстегивали пуговицы гимнастерок, так что тельник было видно без бинокля…

А в тот день румыны столько раз бегали до нас и потом обратно, что мы уже успели проголодаться… И тут прямо в позицию выехал Федя Трапочка на своих биндюгах (лошадях. — РЕД) и заорал «Пэхтура! Пора делать себе обеденный перерыв».

Биндюжник  — человек, занимавшийся грузоперевозками на пароконной повозке, т.н.  «площадке», ломовой извозчик. Профессия существовала в XIX — начале XX  века в Одессе и некоторых портовых городах России. Фото: histodessa.ru
Биндюжник — человек, занимавшийся грузоперевозками на пароконной повозке, т.н. «площадке», ломовой извозчик. Профессия существовала в XIX — начале XX века в Одессе и некоторых портовых городах России. Фото: histodessa.ru

Но эти румыны были вообще без понятия. Даже не потому, что они пробовали взять Одессу… Они были до того сволочными, что не умели по-людски ни воевать, ни дать тем, кто это может, немного перекусить от их нудностей. И стоило Феде Трапочке развернуть свою кухню, как опять эти антонески побежали в нашу сторону, на запах борща.

И тогда мы переглянулись, потому что всякому терпению бывает край. Гриня Хаджи-Баронов первым снял гимнастерку с каской. И все ребята стали снимать солдатскую робу, чтобы румыны увидели, у кого здесь морская душа. Только я ничего не снимал, потому что был самым молодым и всегда ходил в рябчике. И мы надели бески (бескозырки — РЕД.) вместо этих касок и вылезли из окопов на свет Божий…

Мы не слишком спешили навстречу румынам, которые начали сразу тормозить. Эти вояки никогда не выдерживали рукопашной с пехтурой. Что тогда говорить за «полосатых дьяволов»? Так они кричали за нас, когда резко разворачивали взад. Но мы схлестнулись с ними, а позади с половником в левой руке хромал Федя Трапочка, потому что на правой у него не было трех пальцев. Он их оставил в пивной еще до войны.

Рукопашный бой. Фото: zen.yandex.com
Рукопашный бой. Фото: zen.yandex.com

Мы дали этим гаврикам такого чесу, что они спокойно разрешили нам обедать в тот день и завтракать на следующий. Румыны вообще не хотели идти на нас, потому что теперь знали, кто их ждет…

Тебе не смешно, сынок? Ты смотришь на меня, и в твоих глазах вопрос: неужели это трухлявое полено могло кого-то испугать своим видом? Но ты бы видел наших ребят тогда!

И я, самый молодой, чтоб мне так умиралось легко, как это правда, как-то надел на штык двух фрицев зараз и не чувствовал особой тяжести. Потому что за мной была Одесса. Слышишь, сынок, Одесса, а не родина, как тогда орали по радио. Для меня сугроб Сибири не роднее австралийского фикуса, скажу тебе прямо. И назад я шел только к Одессе, пусть даже через город Вена. И уже на второй день после того, как вылез с собственной койки, встретил Федю Трапочку и его биндюгов… Но это уже будет другая история».