В Церкви на самых разных уровнях, от простых мирян до образованнейших богословов, нередко происходят споры и бытуют чуть менее чем полностью противоположные мнения касаемо каких-либо церковных вопросов. Одним из наиболее острых является отношение к современным документам - паспортам, ИНН, СНИЛС, УЭК и т.п.
Даже священники готовы порою поспорить друг с другом о том, можно ли брать их - например, вот беседа отцов Георгия Максимова и Максима Колесника.
Также нередко в качестве аргументов цитируют тех или иных старцев, в данном вопросе чаще всего прибегая к словам святого Паисия Святогорца как борца с современными документами, выбирая "оппонентом" ему отца Иоанна Крестьянкина, который призывал не поднимать бучу и не отказываться от паспортов.
Недавно я говорила о том, почему колдуны и экстрасенсы, черпая "знания" из мира темных духов, говорят нередко вещи совершенно противоположные, но почему же люди святой жизни, признанные авторитеты Церкви, так же порою не соглашаются с мнениями друг друга? Неужели и Дух Святой может обмануть?
Конечно, нет. Однако, в отличие от колдунов, которые себя считают всесильными и подчинившими себе духов, праведники о себе знают, что какими бы дарами ни награждал их Бог - это не их заслуга, не их сила, а они - всего лишь люди, причем люди грешные. Не стоит и нам забывать о том, что даже святые - это не Христос, а лишь Он непогрешим.
Таким образом, первая причина ошибок и разных мнений в том, что не все, что говорят старцы, происходит от Бога. Что-то, разумеется, они говорят и от себя, по-человечески высказывая свое отношение к вопросу. И если отец Паисий слыл человеком очень духовным, но имевшим невеликое образование, то неудивительно, что в некоторых вопросах ему просто этого самого образования могло не хватать.
Но есть и еще более интересные моменты - почитайте, например, тут - как раз о том, как по-разному можно интерпретировать слова старца. А ведь нередко "слова", которые оставляет после себя человек - это не его рукопись, например, а записи окружавших его людей, иногда и по памяти. Таким образом, иногда получается "сломанный телефон", мнение притягивается за уши современными борцами с документами, и неосторожно переведенная цитата возносится на знамя, а старца начинают почитать главным борцом с "антихристовыми паспортами".
Отец Иоанн же был человеком более современным, и слова его дошли до нас целой видео-проповедью, так что мы можем услышать его частное мнение. Или вот письмо, в котором старец четко обозначает свою позицию.
Таким образом, дело, конечно, ваше, чьи цитаты применять к собственной жизни, однако, прежде чем выбрать свою сторону в важных жизненных вопросах, неплохо было бы прочесть не одну цитату, приведенную сторонниками той или иной позиции, а весь контекст. А когда речь идет о переводе, так и вовсе - ознакомиться с другими переводами, а если возможно, и с оригиналом.
В общем, любую информацию стоит проверять и пытаться посмотреть на нее с другой стороны. Здесь, на канале, я через раз напоминаю о том, что ошибаются все - не только необразованные старушки на лавочках, но и работницы свечного ящика, и священники, и монахи, и епископы, и даже святые. Это не значит, что никого нельзя слушать, это значит, что нужно сохранять трезвение, рассуждение, проверять информацию, сверять с Евангелием, уточнять, осознавать, что за человек сказал те или иные слова и к кому он обращался (иногда советы, данные неким старцем монахам, дают семейным людям, и их жизни эти советы нередко вредят, потому как семья и монастырь - это все же не одно и то же). Поэтому, как говорится, гугл в помощь! Интернетом пользуются даже самые лютые антиглобалисты (вот чудо!), а чем же хуже мы?