Великолепные старинные особняки и дворцы Петербурга. Тот, кто видел, тот поймет моё восхищение – это же такое великолепие! Даже то, что осталось с тех далеких времен. Почему осталось?
Вспомним о Великой Отечественной войне, когда были практически уничтожены многие дворцы, взять к примеру тот же Петергоф! Когда рассматриваешь фотографии военных лет, этот ужас, становится жутко.
Во время войны произошли самые страшные разрушения, после которых многие дворцы и особняки приходилось восстанавливать чуть ли не с нуля.
До войны в этих дворцах были учреждения и организации, которые не всегда относились к имуществу бережно. Да и вспомним, что после Революции, когда в стране был беспорядок, голод - тут уж не до красот, не до искусства.
Почему я всё это вспомнила и рассказываю?
Отвечу. Как-то раз, гуляя по Строгановскому дворцу, я вдруг поймала себя на мысли «А ведь когда-то для кого-то это был чей-то дом!». Понимаете, не дворец, где представлены картины и скульптуры, где веревочками огорожены стулья и шкафы от любопытных туристов, а место, где просто жили. Гостиная, спальня, столовая, детская…
Мне стало интересно, а как выглядели эти самые залы в те времена? Понятно, что многое, да практически всё сейчас в этих особняках не оригинальное, совсем не то, что принадлежало тем хозяевам, кроме пожалуй, картин, мебели в Эрмитаже.
Только по роскоши потолков, отделке, роскошным лестницам можно догадаться какого уровня была обстановка в особняках.
Признаюсь, мне не всегда нравится отреставрированы особняки – не то это, совсем не то. Мне кажется, что если бы можно было показать бывшим владельцам их дома, боюсь, что они не узнали бы те места, где когда-то жили.
Но уже радует, что сейчас восстанавливают, стараются. Есть много увлеченных профессионалов, которые, я надеюсь, доведут дело до конца, и мы увидим это великолепие в былом величие.
Чтобы понять – как выглядели те самые дворцы и особняки, которыми мы любуемся сегодня, можно посмотреть картины акварелиста Luigi Ossipovich Premazzi.
Краткая информация:
Художник родился в Италии, в Милане. Когда ему исполнилось 20 лет он приезжает в Санкт-Петербург. Только благодаря ему, мы можем сейчас увидеть, как же выглядели тогда залы, какая мебель была, какое убранство. Ведь в те времена не было фотографов.
Взлет его карьеры был делом случая – будучи учителем рисования княгини Изабеллы Гагариной он будучи на зарисовках в Петергофе, столкнулся с императором Николаем I. Тот, видимо увидев его работы, заказал ему серию рисунков Александрии и кронштадтских укреплений. После этого заказа он становится популярен среди аристократов Петербурга.
Именно он делал зарисовки дизайна дворцов. Хочу показать, как это выглядело 100 лет назад.
Как пример, возьму дворец Великого князя Павла Александровича, больше известного как особняк барона А.Л. Штиглица.
Возведен дворец был на берегу Невы, на Английской набережной по заказу А.Л. Штиглица. Затем выкуплен у него для Великого князя.
После 1917 года продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов, затем в нем располагался детский дом, а потом уже конструкторское судостроительное бюро.
Потом дворец передали в аренду одной известной компании, которая собиралась вложить в проект 20 миллионов долларов. Но ничего не вышло – ей запретили перестраивать здание. После этого городские власти хотели устроить здесь Дворец бракосочетания, но и это не вышло.
В 2011 году его передают Санкт-Петербургскому университету и правительство выделяет средства на его восстановление. Будем надеяться, что все сложится на этот раз, и мы сможем увидеть это чудо архитектуры.
А теперь картины художника, а потом, то, что имеем сейчас.
На сегодняшний день воссоздали лепной декор и отреставрировали кирпичную кладку, дверные полотна, а на фасадах особняка установили фигуры атлантов и 4 кариатиды.
По словам специалистов удалось восстановить утерянные элементы фигур.
А это последняя информация о реставрации особняка (сентябрь 2022 года):
КГИОП направил исковое заявление в Арбитражный суд города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области с требованием обязать собственника объекта культурного наследия федерального значения «Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича)» (Английская наб., 68) в течение 24 месяцев выполнить реставрацию интерьеров памятника.
В случае неисполнения решения суда КГИОП просит взыскать с собственника объекта 50 000 руб. за каждый случай неисполнения решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения – 100 000 руб. ежемесячно до фактического исполнения решения суда.
.