Найти в Дзене
Любопытные факты

Взгляд устремленный в небеса. Авианесущие базы. Попытки создания.

Оглавление
Кадр из фильма "Мстители"
Кадр из фильма "Мстители"

В кинематографе авианесущие крепости стали визитной карточкой крупных сражений. Огромные летающие базы, практически неуязвимые, и защищенные со всех сторон ПВО, имеющие на борту большое количество самолетов, готовых ринуться в бой, являющиеся теории грозным оружием. Но это не такая уж и фантастика как вам кажется, ведь еще на заре освоения небесных просторов человечество пыталось воплотить аэродромы в небесах в жизнь. В этой статье будут представлены самые интересные и футуристичные проекты летающих авианосцев.

1. Дирижабль-Авианосец "Акрон".

Посадка истребителя на дирижабль.
Посадка истребителя на дирижабль.

Этот дирижабль входил в десятку крупнейших дирижаблей в мире. Был построен в 1931 году в городе Акрон и использовался для разведки, в военных целях. Интересной особенностью летательного аппарата было то, что он мог нести на борту до 5 компактных истребителей, которые в случае опасности могли оборонять дирижабль.

Подъем самолета с помощью приемного устройства, вид из ангара.
Подъем самолета с помощью приемного устройства, вид из ангара.

Гондола дирижабля была оборудована ангаром и специальным приемным устройством, для посадки истребителей на борт. Но судьба дирижабля-авианосца оказалась плачевной. Он потерпел крушение и упал в море из-за шторма. Жертвами крушения стали 73 человека, что стало самым тяжелым происшествием среди дирижаблей.

2. Проект "Звено".

Модель ТБ4 с истребителями И-16
Модель ТБ4 с истребителями И-16

В СССР проект воздушного авианосца начал разрабатываться в начале 1930 годов. Идея этого проекта была в том, чтобы использовать быстрые и маневренные истребители для прицельного бомбометания, так как большие и медленные бомбардировщики были более уязвимы для зенитного огня, чем небольшие маневренные самолеты. Но проблема была в том, что истребители имели небольшой радиус полета и не могли взлететь самостоятельно с крупными авиабомбами.

"Звено" перед вылетом.
"Звено" перед вылетом.

Советские авиаконструкторы решили совместить два типа самолетов, для того чтобы использовать преимущество обоих типов самолетов. Бомбардировщик ТБ-4 поднимался в воздух вместе с укомплектованными истребителями И-16 под крыльями и сбрасывал их в 40 км от цели. Сбросив легкие самолеты, бомбардировщик оставался на безопасном расстоянии.

И-16 во время полета под крылом ТБ-4.
И-16 во время полета под крылом ТБ-4.

После сброса бомб, истребители при необходимости могли вступить в воздушный бой с неприятелем. В итоге проект Звено стал универсальным инструментом. Он мог использоваться как для воздушной обороны звена бомбардировщиков так и для самостоятельных операций против наземных объектов противника. Фактически это был единственный авианосец принятый на вооружение и участвовавший в боевых действиях с 1941 по 1942 годы.

3. Проект "Гоблин".

Convair B-36 на базе которого разрабатывался проект "Гоблин".
Convair B-36 на базе которого разрабатывался проект "Гоблин".

Этот проект разрабатывался в США в конце сороковых, после первой мировой войны, для того чтобы обеспечить оборону сверхдальним бомбардировщикам Convair B-36. Истребители того времени не могли сопровождать сверхдальнюю авиацию, так как радиус их полета был сильно ограничен а дополнительная масса топлива свела бы на нет их маневренность. Топливозаправщиков на тот момент не существовало, поэтому специально для Convair B-36, авиаконструкторы разработали сверхмалый одноместный реактивный истребитель McDonnell XF-85 Goblin.

McDonnell XF-85 в музее.
McDonnell XF-85 в музее.

Это самый маленький истребитель в истории авиации. Размещался он внутри бомбардировщика и производил вылет через бомболюк. Для возврата истребителя было использовано устройство, которое ранее эксплуатировалось еще на дирижабле-авианосце "Акрон". Запаса топлива в истребителе хватало на 1 час полета при скорости 700 км/ч.

Испытательный полет McDonnell XF-85.
Испытательный полет McDonnell XF-85.

Было произведено всего два таких истребителя, но после испытаний от проекта отказались. Истребитель не смог конкурировать с продвинутыми полноразмерными машинами ни в скорости, ни в маневренности.

После изобретения самолетов-топливозаправщиков дальность полета истребителей была решена и потребность в воздушных авианесущих аппаратах отпала. Но не исключено, что все наработки в этом направлении будут использованы для базирования вооруженных дронов.

На этом все, дорогие читатели. Подписывайтесь на мой канал или ставьте "палец вверх"

Так же рекомендую к прочтению: Великая Отечественная война. Единственный бой на территории Сибири.