В нашем понимании писатель – это человек начитанный и бесспорно грамотный. Поэтому порой наши требования высоки к текстам, но сегодня я бы хотела немного развеять этот миф. Лично для меня, писатель – это творец. Он, как сундучок с интересными идеями. И это, пожалуй, самая важная его задача. Ведь не всегда академик или учитель русского языка – писатель, ведь так?! Поэтому требовать безоговорочной грамотности, на мой взгляд, ни к чему. Мы же читаем книги, чтобы вдохновиться, чтобы окунуться в прекрасное или даже отправиться в путешествие, почему же мы тогда, так требовательны?
К примеру, весьма умный, воспитанный человек, с высшим образованием, но по русскому у него всегда была тройка. Но при этом идей для книг масса, и он пишет своё произведение, добавляя умные слова. Конечно, он знает много интересных слов и правильно их использует, но все же написание хромает. Опять же, он может мастерски строить сложные предложения, а запятые неправильно расставлять или забывает о них. И что же мы категорически откажемся его читать?! Не думаю!
Да и часто бывает так, что в порыве вдохновения автор делает кучу опечаток или не замечает их вовсе, чтобы не упустить музу, он продолжает и продолжает писать. И это не криминал. Более того, это совершенно нормальная практика.
Хочу заметить один важный факт, автор и корректор – это совершенно разные люди. И часто бывает именно так, автор не может обходиться без корректора. Пишет всё же – человек-идея, а корректировщик редактор текста. Если автор, у которого льется поток начнет отвлекаться от сюжета на правильность написания слов или знаки препинания, то идею произведения он упустит. Корректор же вчитывается в текст, практически не увлекаясь идеей, а увлекаясь именно правилами и написанием.
И самое интересное, наши безграмотные классики:
Александр Пушкин
Поэт всегда очень вольно обращался с окончаниями. В "Евгении Онегине", например, он пишет о семинаристе в "желтой шале", а в "Дубровском" о маленьком человеке во "фризовой шинеле". Пушкин спокойно мог написать "селы" и "бревны", вместо "села" и "бревна", а также "серебряной" вместо "серебряный". Многие лингвисты и литературоведы объясняли это тем, что языковое сознание поэта было крепко связано с народными говорами. Однако ошибка есть ошибка, как ее ни назови.
Ганс Христиан Андерсен
Андерсен вообще был человеком противоречивым. Знаменитый сказочник, собственные произведения для самых маленьких он не любил и гордился только пьесами и романами. Он много сделал для детской литературы, однако самих детей терпеть не мог и старался держаться от них подальше. Сочинителем Андерсен был отменным, но до конца жизни писал с ошибками.
В школе он учился достаточно плохо. Есть мнение, что писатель был дислексиком. Считался "потрясающе неграмотным" автором. Его рукописи возвращали, даже не дочитав до конца. Одна из газет писала: "Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем".
Из-за этого сказочник тратил немалые деньги на вычитку и корректуру своих текстов.
Льюис Кэрролл
Не менее парадоксальным, чем знаменитый датский сказочник, был и его младший современник, англичанин Чарльз Лютвидж Доджсон, вошедший в историю под псевдонимом "Льюис Кэрролл". Математик, логик, философ, богослов и фотограф, он создал одну из самых странных и сюрреалистических сказок в истории литературы. Однако при всех своих талантах, автор "Алисы в Стране чудес" постоянно писал с ошибками, что не подобало джентльмену викторианской эпохи. Впрочем, сам он от этого абсолютно не страдал.
Джейн Остен
Первая ласточка реализма, блестящий сатирик и одна из самых известных английских писательниц, Джейн Остен также недостаточно хорошо освоила грамоту. И если биографы Кэрролла говорят о дислексии писателя, то в случае с автором "Гордости и предубеждения" никаких данных о ее особенностях восприятия текста нет. Она не могла обойтись без постоянной помощи корректоров, которые, на ее удачу, всегда находились.
Владимир Маяковский
В мемуарах поэт вспоминал о публикации своих произведений: "Напечатал „Флейту позвоночника“ и „Облако“. Облако вышло перистое. Цензура в него дула. Страниц шесть сплошных точек. С тех пор у меня ненависть к точкам. К запятым тоже".
Ненависть к точкам у него появилась задолго до того, как "Флейта" и "Облако" увидели свет. Литературоведы уверены, что у Маяковского была дислексия и он просто не понимал, куда ставить знаки препинания. Возможно, благодаря неспособности поэта освоить пунктуацию, родилась его знаменитая стихотворная "лесенка".
Агата Кристи
Той же особенностью, что и у Маяковского - дислексия, обладала Агата Кристи. Королева детективов могла придумывать интереснейшие истории, но записывала их с ошибками. Помешало ли ей это? Конечно же, нет. По популярности ее книги сравнивают со сборниками пьес Шекспира, который, впрочем, сам записывал свое имя всегда по-разному.
Эрнест Хемингуэй
В отличие от Агаты Кристи, Хемингуэй не был дислексиком, он просто считал, что вычитывать его рукописи — работа редакторов и корректоров, а сам же он — творец, который может себе позволить написать вместо moving (движение) странное слово moveing.
Антон Чехов
Успехами в школе будущий писатель не блистал. Его дважды оставляли на второй год. В третьем классе – из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. Впрочем, и по русской словесности Чехов не был отличником. Правда, у него было веское оправдание: с ранних лет мальчику приходилось помогать отцу с лавкой, присматривая за продавцами.
~~~~~~~~~~
А вы, как считаете, должен быть писатель грамотным или это больше творец и дело по корректуре можно доверить специалистам в этом вопросе?