Когда немецкие войска вероломно вторглись на территорию Советского Союза, они поняли, что в этот раз им будет намного сложнее, нежели в некоторых странах Европы. Русский солдат сразу же смог достойно показаться себя на поле боя. Им не доводилось ещё видеть такой самоотдачи и героизма. За два года гитлеровцам удалось захватить почти всю Европу, однако СССР они не смогли взять за всю Великую Отечественную войну.
Конечно, у них было своеобразное головокружение от успеха: за такой короткий срок оккупировать множество территорий не каждая армия способна. Поэтому они не ожидали чего-то выдающегося от Красной Армии. Они надеялись на блицкриг. В первые дни им удавалось перенять на себя одеяло победы: неожиданное нападение, несогласованность и несобранность советских войск. Это всё сыграло им на руку.
Но спустя месяц генерал Гальдер в своих записях отметил необычный характер русских людей. Также он записал, что до этого момента немцы ещё не видели столь сильного противника.
Самый главный пропагандист Третьего Рейха, прекрасный лжец и фанатик нового режима, Геббельс тоже довольно-таки быстро написал о том, что русские солдаты не так просты, как могли показаться. Ещё только в 39-ом году он писал о том, что Красная Армия ничего из себя не представляет, что нужно ещё постараться найти таких неподготовленных бойцов. Но спустя два года ему пришлось изменить своё изначальное мнение. Он написал, что русские отважно защищаются и действуют гораздо лучше, нежели в первые военные дни.
Немцы и русские по-разному оценивают силы друг друга. Например, если судить по воспоминаниям нацистов, то русские сражались до последнего, они их воспринимали как стойких и отчаянных бойцов.
Русские ветераны говорят о том, что у немцев была, бесспорно, отличная подготовка и дисциплина, но, по их мнению, этого на войне недостаточно для победы.
Фашисты, как ни странно, уважительно относились к солдатам Красной Армии за их храбрость и стойкость. Многие немцы писали о том, что русские крестьяне дрались как черти, другие говорили о том, что появилось новое поколение русских, которые отличаются своими силами и мужественностью. В письме одного из немецких солдат было написано следующее: «Мы больше не можем смеяться после сражения под Сталинградом, потому что Иван никак не хотел отступать».
Русские ветераны говорят о том, что когда гитлеровцы отступали и бежали до своей базы, то они почему-то не предпринимали попыток контратаковать противника. А немцы опять же говорят об обратном: даже если окружить советских солдат, они продолжат сражаться до последнего. Они не будто и не боялись смерти, и это действительно удивляло нацистов. Когда русские объединялись и прямо лавиной шли на немцев, то те приходили в ужас.
На родине сражаться, видимо, было легче, потому что русские солдаты могли перенести все военные тяжбы: холод, голод, ранение, разлуку с любимыми.
Также немцы поражались тому, что русские солдаты буквально на коленке могли соорудить оружие или же плавсредства, чтобы пересечь реку.
К 43-му году у немцев появилось ещё больше причин проникнуться к русским большим уважением. На поле боя они уже ни в чём не уступали противнику, а могли даже показать неожиданные результаты, которые превосходили немцев. Русские постоянно совершенствовались, и они смогли это показать под Сталинградом.
Генерал Блюментрит отмечал, что главная ошибка немецкого командования была в том, что они понятия не имели, с кем шли воевать. Они же ничего толком не знали: ни менталитет другого народа, ни местности. Когда прошли первые бои, то немцы уже изменили своё мнение о Красной Армии, и им пришлось придумывать новый план.
Русского солдата можно сравнить только с пушкинским дядюшкой: он заставил к себе относиться достойно и с уважением. Советские солдаты видели, как гибли люди, как издевались над ними, как сжигали сёла и города, но это не смогло их остановить. Скорее, это их подстрекало идти вперёд и только вперёд, чтобы не дать врагу уничтожить всё на своём пути.