По прогнозам демографов, в течение ближайших десяти лет россияне пенсионного возраста составят примерно треть населения страны: если в 2018 году в России было около 37 миллионов пенсионеров, то к 2023 году их число превысит 40 миллионов.
«Содержание пенсионеров все больше становится бременем для общества и государства. Особенно с учетом тенденций снижения рождаемости, усиления эмиграционных установок молодежи. Уровень сокращения к 2023-2025 годам качественных трудовых ресурсов может достигнуть 9 %», — подчеркивает профессор Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) Гарольд Зборовский.
В то же время специалисты отмечают, что старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда, — качественным общим и профессиональным образованием, полученным еще в советское время, богатым трудовым опытом и сильной мотивацией, дисциплинированностью, свободным временем. Социологические исследования показывают, что работники предпенсионного и пенсионного возрастов по ряду показателей нередко не уступают, а то и превосходят молодых работников.
При этом старшее поколение не составляет конкуренцию молодым: последние чаще всего заняты в высокотехнологичных отраслях, сферах маркетинга и менеджмента, тогда как пенсионеры рассчитывают на работу в традиционных секторах — сервисе, образовании, сельском хозяйстве и других. Социологи развенчивают миф о межпоколенческой конкуренции и доказывают необходимость развития «серебряного» рынка труда. Для этого, по их мнению, необходимо создавать в стране и в регионах систему «серебряного» образования.
Кстати, наблюдения социологов показывают, что пожилым нравится учиться вместе с молодежью, а молодые в целом с симпатией относятся к возрастным соседям по парте, хотя на первых порах воспринимают их настороженно.
«Это даже интересно, учиться с опытными людьми, знающими жизнь не по книжкам и учебникам, как мы. Они могли бы быть старостами в наших группах», — такое суждение студентов приводят ученые.
Студенты «серебряного» возраста могли бы не только делиться с молодежью накопленным профессиональным и жизненным опытом, но и заряжать ее позитивной мотивацией на учебу.
«Люди старшего поколения очень хорошо понимают важность и ценность образования. Я уж не говорю про ценность межпоколенческого общения. В ходе интервью студенты признаются, что практически не общаются с бабушками и дедушками и очень мало — с родителями. Совместное обучение с представителями старшего поколения — способ сформировать у молодежи понимание проблем и возможностей „серебряных“ людей, пробудить их внимание к пожилым родственникам, купировать проявления эйджизма», — уверена профессор УрФУ Полина Амбарова.
Результаты исследований, проведенных научной группой под руководством профессора Зборовского, показывают: более 35 % пенсионеров сами предъявляют запрос на получение знаний и навыков, в том числе не связанных с предыдущим профессиональным образованием и опытом, и готовы продолжать трудиться.
Около 30 % жителей Свердловской области старшего возраста занимаются самообразованием, повышают квалификацию на курсах переподготовки, приобретают новые знания и умения в рамках программ дополнительного образования, посещают просветительские лекции и мастер-классы, обучаются в учреждениях среднего профессионального образования и вузах. По мнению социологов УрФУ, такая активность «серебряных» людей требует специальных мер поддержки их образовательных стратегий.
Мотивы продолжать образование у пенсионеров разные. Для одних это исполнение жизненных планов, не реализованных в молодости из-за необходимости зарабатывать и поднимать детей. Для других — условие сохранения или получения работы (особенно в сферах государственного и муниципального управления, образования, медицины, которые регулируются профстандартами). Для третьих — способ продления молодости, поддержания интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, спасение от одиночества.
Вместе с тем, констатируют ученые, система «серебряного» образования в нашей стране отсутствует. По словам исследователей, общекультурное образование больше напоминает клуб «Умелые ручки», а профессиональное образование для людей «серебряного» возраста не соответствует их потребностям и требованиям рынка труда. Существующие государственные программы ориентированы на низкостатусные, малооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда и не предназначены для людей со средним профессиональным и высшим образованием, высокой квалификацией. Но и этими программами могут воспользоваться только те, кто имеет официальный статус безработных и предпенсионеров, причем строго в объемах выделенных квот.
В большинстве учреждений среднего профессионального, дополнительного и высшего образования нет подразделений — кафедр, факультетов, департаментов, институтов, — специализирующихся на обучении пожилых людей. Количество бюджетных мест в образовательных организациях не соотносится с правом представителей старшего поколения на бесплатное обучение.
Решение задачи профессионального образования для пенсионеров во многом переложено на их собственные плечи и на работодателей. Но, по данным проведенных опросов, подавляющее большинство российских пенсионеров не в состоянии оплачивать образовательные услуги и не рассчитывают на помощь родственников. Согласно статистике, ежегодные инвестиции в корпоративное обучение не превышают 0,3 % от фонда оплаты труда, и расходы на обучение пенсионеров в их структуре практически отсутствуют. В результате доля людей «серебряного» возраста, вовлеченных в систему непрерывного профессионального образования, очень невелика.
Гарольд Зборовский и Полина Амбарова уверены: для повышения качества жизни старшего поколения россиян и продления их трудовой жизни необходимо формировать в обществе позитивную «возрастную» идеологию, а государству — совместно с учеными и общественностью создавать концепцию «серебряного» образования и принимать федеральный закон об образовании людей почтенного возраста. Требуется разработка государственных мер, стимулирующих интерес работодателей и образовательных организаций к обучению пожилых людей, специальная подготовка научно-педагогического состава.
Наконец, вклад государства в сферу «серебряного» образования может приобрести форму целевого софинансирования различных программ и проектов путем перераспределения средств пенсионных и иных социальных фондов. Тем более что, по данным соцопросов, более 85 % российских пенсионеров полагают: проводя пенсионную реформу, государство обязано предоставить людям старшего возраста возможность получить качественное образование бесплатно.
«Выполняя перечисленные функции в полной мере, государство „оплатит“ свои обязательства по отношению к старшему поколению россиян, поддержит межпоколенческую открытость и толерантность, гуманизацию общественных отношений и искоренение эйджизма, превентивно обеспечит доверие к себе со стороны других поколений, поскольку реализует тем самым миссию социального государства», — убеждены Гарольд Зборовский и Полина Амбарова.
Социологи считают, что при этом полезно использовать богатый мировой опыт: в Соединенных Штатах первый Институт образования пенсионеров был открыт еще в 1960-х годах, во Франции Университет третьего возраста появился в 1970-х, в Великобритании Общество третьего возраста, куда вошло более 260 университетов, основано в 1980-х. На сегодняшний день американские и европейские практики используются по всему миру.
Ученые УрФУ продолжают изучение «серебряного» образования и «серебряного» рынка труда.
«Итогом трехлетней исследовательской программы, поддержанной грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), станет целостная концепция образования для людей „третьего возраста“, включающая дополнительное, среднее профессиональное, высшее, будут разработаны конкретные программы и социальные технологии. Наша задача — показать их синергетический эффект и самим пенсионерам, и органам власти, и работодателям», — объясняет Полина Амбарова.
Интерес РФФИ к работе екатеринбуржцев закономерен: они стремятся сохранять традиции уральской социологической школы — одной из ведущих в России, качественно проводить теоретические и эмпирические исследования, ориентируясь на лучший отечественный и мировой опыт.
«Неслучайно наша исследовательская группа получила статус Ведущей научной школы УрФУ, — рассказывает Гарольд Зборовский. — Проводимые нами социологические исследования всегда ориентированы на самые острые, болезненные, рискогенные для общества проблемы, от решения которых зависит общее будущее. „Серебряное“ образование — в ряду этих проблем».
УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.