Румынский ретро-боевик? Молодой зритель, возможно, сильно удивится, узнав, что когда-то Румыния была чуть ли не социалистическим Голливудом. А в этом Голливуде был свой "Спилберг" - Серджиу Николаеску. Актер и режиссер, Николаеску снимал и исторические колоссы, и приключенческие фильмы, и даже комедии.
Самая популярное "детище" Николаеску - серия ретро-боевиков из эпохи 30-40-х годов. И самый лучший из них - "Комиссар полиции обвиняет" (1973).
Румыния перед Второй Мировой. Фашиствующие Легионеры устраивают кровавую бойню в тюрьме. Расследование поручено комиссару Микловану, самому крутому правоохранителю в истории кино социалистических стран.
Миклован - подтянутый красавец в идеально сидящей "тройке", меткий стрелок, отличный полицейский. Его кредо - ловить преступников и не лезть в политику. Честный профессионал стремится довести расследование до конца и встает на крайне опасную тропу - ведь у легионеров высокие покровители.
Главное в фильме - необычное для социалистического детектива обилие зрелищных эпизодов. Николаеску быстро отрабатывает неизбежную тогда тему "роли коммунистов" и концентрируется на интриге, мастеровито поставленных перестрелках, убийствах, взрывах.
Очевидно, что - к удовольствию зрителей - Николаеску ориентируется на западное кино, стилистику американских гангстерских фильмов и полицейских боевиков.
Комиссару все-таки удается уничтожить всех непосредственных убийц, но он обречен - слишком могущественным силам Миклован бросил вызов. Однако переживать не стоит - после успеха фильма комиссара оживили для сиквела "Реванш".
Кстати, в советском прокате фильм "подрезали" на несколько минут и зачем-то удалили эффектную сцену расстрела комиссара в финале. Еще одной "странностью" советского проката была путаница в хронологии событий в пяти (!) фильмах с участием комиссара Миклована. Объяснилось это просто - в Румынии было снято 2 цикла - о комиссаре Микловане и его напарнике Михае Романе и отдельный - о комиссаре Молдаване. В СССР решили запросто объединить обоих персонажей под одним именем - отсюда и две смерти комиссара, и непонятный порядок событий.