Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Яна Таждынова
Главные вопросы, на которые я постараюсь ответить в ходе своего репортажа/интервью:
«Цифровизация меняет образование и это сильно беспокоит преподавателей. Не станет ли учитель лишь «придатком» цифровых технологий? Не вытеснят ли гаджеты учителя из класса?»
Я окончила школу еще 7 лет назад и отправилась в «свободное плавание», если можно так назвать это. В процессе учебы меня волновало множество вопросов: На каком уровне, относительно детей из других школ, находятся мои знания? Необходимо ли мне сдавать ЕГЭ? В какой университет я смогу поступить? Кто я? Какова моя роль в обществе? К чему у меня наиболее развиты способности? – На все эти вопросы пыталась ответить не только я, но и в течение 9 лет моего обучения школьные учителя. Я действительно безмерно благодарна им за неиссякаемое желание вложить все свои знания и опыт, за их трепетное отношения к нашему детству, за терпение, даже за понимание в какой-то степени, хоть и понять подростков в пубертатном периоде порой бывает трудно. Ведь молодых учителей в школе действительно было не так много, их можно было пересчитать по пальцам. Поэтому в век развития технологий и коммуникаций учителя совершали свои первые шаги в мир НТП вместе с нами, как бы трудно им ни было. Из моих сверстников мало кто хотел быть преподавателем, всех интересовали более «осязаемые профессии», которые набрали ход в 21 веке: экономист, юрист, программист, менеджер/управленец (не важно, чего даже, главное – как звучит). Профессия врача также пользовалась «спросом», и на уроке, посвященном выбору профессий, один из моих одноклассников яро доказывал, что обязательно станет пластическим хирургом. Все-таки в современном мире действительно большое значение имеет впечатление, которое мы производим на людей, внешняя красота приобрела громадное влияние. Красивый человек способен быстрее добиться расположения и успеха – так твердит нам современная действительность. Профессия преподаватель/учитель – ушла далеко за рамки нашего восприятия «счастливой жизни»: оплата труда оставляла желать лучшего, возможность роста воспринималась без энтузиазма, да и в целом учебный процесс под названием «школьные годы чудесные» вызывали разве что рвотный рефлекс. И вот, на пороге 2020 год и звание учитель, наконец, стало приобретать действительно некую возвышенность и гордость. Неустанный труд преподавателей стал оцениваться по достоинству, ведь каждый урок не бывает похожим на все остальные, представьте, какой невероятной фантазией и усердием должен обладать учитель! О профессии, в которой все-таки смогли разглядеть перспективу, и направлениях ее развития сегодня и поговорим.
«Эта тема, как мне кажется, затрагивает не только школьников и их родителей – это в целом будущее наших с вами детей, внуков и поколений. Поэтому, начиная свое исследование, я хотела бы подчеркнуть значимость этого вопроса».
Мой друг является преподавателем математики у 5-11 классов уже в течение года. До этого он набирался опыта как репетитор, и смог освоить навык структурирования материала. Поэтому в 2018 году ему с радостью предложили ставку в достаточно современной школе в Кузьминках.
Молодые преподаватели сейчас на вес золота, и это понимают все. Кадровый состав за многие десятилетия не подвергался ротации, так как молодое поколение не видело в профессии «преподаватель/педагог» какого-либо потенциала. Зарплата оставляла желать лучшего; условия ничем «похвастаться» не могли, да и научно-технический прогресс оставил далеко позади всю систему образования, открыв дорогу другим сферам деятельности.
В чем же тогда секрет успешного возвращения на поприще востребованных вакансий — педагогики? Что происходит с методикой обучения? Как новые технологии и гаджеты влияют на эффективность усвоения материала? Как преподаватели другого поколения, другого тысячелетия адаптируются к инновациям? Сможет ли когда-нибудь компьютер заменить человека, заменить учителя? — На эти вопросы мы попытались ответить вместе с Владимиром Игоревичем.
— Владимир, как вы решили стать педагогом? Почему из всех предметов выбрали именно математику?
Еще когда я сам учился в старших классах школы, то заметил за собой определенную особенность — быстро находить общий язык с ребятами из младших классов. Что-то объяснять, рассказывать, продумывать то, как я сам бы вел тот или иной урок – занимало мой разум. Я постоянно думал о том, что мои уроки стали бы действительно интересными и эффективными, будь я преподавателем. То, что я выбрал точную науку — математику, можно объяснить тем, что в школе действительно черпал вдохновение с уроков, которые проводила моя учительница. Это каждый раз была феерия занимательных заданий, легкоусвояемого материала в придачу с тонкой иронией. Математика — это предмет, который можно виртуозно объяснить и на пальцах, если ты профессионал.
— Наш репортаж связан с внедрением в процесс обучения различных медиа технологий, гаджетов, цифровых технологий. Чем именно вы пользуетесь во время уроков? Как вам кажется, это улучшает процесс обучения? Как преподаватели в целом к этому относятся?
Самое глобальное, о чем хочется действительно рассказать — это о появлении электронной системы МЭШ (Московская электронная школа). Это действительно практически спасательный круг для многих педагогов.
Существует очень мобильная портативная доска МЭШ, в которой несколько режимов. В каждый из них может заходить учитель: простая доска с набором различных инструментов; личный кабинет учителя с логином и паролем, в котором можно смотреть разные задания, кроссворды, готовые упражнения и даже уроки; библиотека МЭШ — это огромное количество предметной литературы, материалов. В нее можно загружать и свои разработки, уроки, тесты, кроссворды и прочее. На самом деле, все это в разы упрощает преподавателю профессиональную деятельность. Остается только воспользоваться всеми материалами и вести интересно урок.
Если говорить о том, как преподаватели адаптируются к нововведениям — около 60% учителей в нашей школе прекрасно справляются с этим. Многие преподаватели, которым за 50 лет, научили меня даже каким-то интересным функциям, о которых я не знал. Да, в любом случае учителя других поколений затрачивают больше энергии и сил, чтобы овладеть всем этим, но в итоге результат есть.
Стало намного проще еще и вести диалог напрямую с родителями наших ребят. У каждого родителя есть личный кабинет, все разделено по предметам – там отведены определенные поля для заметок, как чат. Каждый учитель может оставить свой комментарий после проведенного урока, связанного с успеваемостью или поведением ребенка. Дисциплина на уроках стала даже радовать, потому что дети действительно боятся комментариев: «Плохо вел себя в классе; Болтал без умолку; Дергал Таню за косички; Весь урок пил и ел..» — Кажется смешным, но это работает.
Процесс обучения это улучшает, но я не могу сказать, что именно на моем предмете необходима визуализация. Математика — это наука, которая требует постоянного прорешивания задач, отрабатывания навыка, тренировки логического мышления. Другое дело – биология, история, география, мировая художественная культура (по причине отсутствия преподавательского состава и квалифицированности решили ликвидировать из школьных программ).
На уроке истории или географии действительно всегда не хватало наглядного интерактивного материала: как передвигались войска, в каком направлении двигались военные действия. Я был бы совсем не против просмотреть исторические, автобиографические хорошие фильмы, которые смогли бы раскрыть историю не только с точки зрения «датированной» науки, но и с точки зрения жизни, драматургии даже. География, по моему мнению, просто нуждается в визуализации: изучение климатических зон, стран, городов, объектов – все это требует зрительного восприятия.
Сейчас вообще много интересных передач, где география перекликается с искусством, историей — детям полезно было бы иногда ставить уроки с изучением фильмов таких, а потом отвечать на вопросы в виде викторины.
— Есть какие-то минусы в этой электронной системе? Что бы вы усовершенствовали или убрали совсем?
Минусы, безусловно, есть, и они существенные. Я бы даже сказал, что веет от них какой-то нелогичностью и бредом. Раньше, если вы вспомните, в наших дневниках во время учебы появлялись совершенно безобидные записи: Принести на урок карандаши; принести 150 рублей на охрану и многое другое. На сегодняшний день в МЭШ ни в коем случае преподавателю нельзя употреблять слово «принести; взять», если к уроку нужно подготовиться заранее. На моей памяти был случай, когда за такую просьбу учителя лишили премии. Однако запись звучала так: Принести на урок речной песок. Вообще это была зима и трудно сказать, где ребенок должен был достать именно речной песок… То есть сугробы и снегопады никак не должны были смутить и помешать детям отправиться на речку и начать рыть. То есть бывают и абсурдные моменты, но система в целом требует более детального изучения. Потому что на уроки иногда требуется принести какие-то дополнительные материалы, контурную карту, фломастеры, циркуль — я обобщенно. Поэтому брешь в системе все-таки есть.
Единственный внушительный минус гаджетов — это использование детьми телефонов, электронных портативных часов, планшетов во время уроков. Я провел небольшой эксперимент: у меня в параллели три 7-х класса. В двух классах перед уроками я собираю в корзинку телефоны и все устройства, по согласованию с родителями, конечно. В одном классе родители отказались, так как считают, что их дети всегда должны быть на связи и ввиду других причин (невнятных). В классах, где телефоны лежат вне зоны доступа маленьких детских ручонок — успеваемость гораздо выше, дети быстрее усваивают, воспринимают материал. Все-таки сами школьники не в состоянии еще себя контролировать, поэтому усидчивость падает, они не могут фокусироваться сразу и на игре какой-то, и на новой теме, к примеру.
Недавно у нас был целый «бум» на уроках истории. Все-таки я достаточно современный педагог, мне проще следить за детьми, я знаю все фишки, уловки, шутки, связанные с телефонами. А вот преподаватели более возрастные не понимают иногда, что вообще происходит. Так на одном из уроков дети точно с цепи сорвались и начали свои электронные часы через «блютус» подключать к телефонам, мобильные начинали пищать, пиликать, издавать звуки – учительница чуть не сошла с ума, так как по факту в руках у детей не было ничего кроме ручек.
Такие моменты отнимают много времени от урока, чтобы снова как-то настроить детей на рабочую атмосферу. Все же хихикают потом еще по полчаса.
— Какие вообще существуют системы поощрения преподавателей, мотивационные рычаги, которые помогают быстрее освоить МЭШ? Устраивает ли заработная плата и наличие отпуска?
— Наверное, это одна из наиболее приятных частей нашего интервью. — Интригующе улыбается.
За постоянное использование личного кабинета, за разработку собственных уроков и выложенные уникальные материалы, тесты, задания — существуют определенные фиксированные бонусы.
Профессия преподаватель начинает приобретать, не побоюсь этого слова, престижность на рынке труда. Попасть в школу оказалось не так просто, поэтому, когда мне предложили такую ставку, я согласился без раздумий. Хотя на дорогу в целом я затрачиваю в день около 3,5 часов.
Что касается отпуска – это действительно то, что не может не радовать педагога — 56 календарных дней полностью оплачиваемого отпускными. Очень приятно, что мой труд, хоть я и всегда с душой подхожу к каждому занятию, высоко оценивается. А отдых — это не маловажная составляющая любого процесса создания прекрасного, великого, поэтому этим летом собираюсь восполнить силы и продумать множество интересных интеллектуальных заданий, уроков для ребят. Очень приятно видеть, как на глазах поднимается эффективность и успеваемость, как дети сами радуются своим успехам.
— Конечно, главный вопрос: Как вы считаете, новые технологии, видео уроки, система МЭШ — способны заменить в будущем полностью преподавателя? Заменить, как человека, присутствующего на уроках с детьми?
Я убежден с точностью, что преподавателя нельзя заменить технологией. Действительно профессионала своего дела, человека, который любит детей, который пропускает знания через свою призму и доносит это до сознания школьников — невозможно заменить. Преподаватель – это не просто человек, который сидит в классе и следит за дисциплиной. Только тот учитель, который действительно считает это делом жизни, не нуждается вообще в каком-либо электронном сопровождении. Я понимаю, что способен провести интересно урок, структурировать материал и заинтересовать ребят самостоятельно. Я могу воспользоваться интерактивными материалами, но только в качестве развлечения. Детям нравятся разные шарады, кроссворды, загадки математические, но это малая доля всего урока. Понимаете в чем дело, ведь учитель — это наставник, пример нравственности.
Дети воспринимают тот или иной предмет только исключительно через своего преподавателя, это психологическая ассоциация. Если вы смогли расположить к себе детей, если вы поняли их, если помогаете и участвуете непосредственно в процессе обучения – к вашему предмету незамедлительно возрастет интерес. Поверьте, я проверил эту методику.
Поэтому никакая электронная библиотека, интернет, уроки онлайн — не способны вовлечь в предмет так, как делают это преподаватели. Опять же влияет квалификация и внутренний настрой учителя. Это лично мое мнение, оно может быть ошибочным, но я все-таки могу сказать с уверенностью, что интерес к моим урокам у детей не пропадет и не сместится в сторону цифровых технологий. В нашем динамичном мире гаджеты и так захватили власть в каком-то смысле, детям необходимо живое общение и диалог.
Также своими впечатлениями поделилась и Жуковская Юлия Евгеньевна, учитель информатики, ГБОУ Школа 2031
— Как вы считаете, информатика — это предмет, который нужно непосредственно исследовать на практике. Новые технологии, вошедшие не так давно в базовый курс, помогают детям освоить необходимые знания? Что больше всего приводит вас в восторг?
— Конечно, как учитель информатики, я действительно считаю, что это огромный плюс и глобальный прогресс для детишек. В классе информатики у нас стоит 3D принтер, мы учимся с детьми работать в программе 3D MAX (3D-моделирование и анимация) — это безумно интересно и затягивает просто со скоростью света. Я не шучу, дети бывает, остаются на дополнительные уроки, занятия, чтобы понаблюдать, как все это работает. Мы печатаем различные детали, они наблюдают за процессом — особенно шустрые даже помогают чинить его во время засоров и других проблем. Это мало того, еще и объединяет детей, способствует не только развитию логического мышления, но и коллективного.
— Не считаете, что учитель станет придатком цифровых технологий? Может ли 3D принтер заменить или «напечатать» учителя? Человеческий фактор все-таки играет роль?
— Я безусловно уверена, что талантливого преподавателя невозможно заменить никакой техникой, никакой визуализирующей доской или электронным голосом «за кадром» — человеческий фактор неприкасаем пока. У каждого учителя свой характер неповторимый, неповторимая модель поведения, которую нельзя просто скопировать – это чистый экспромт на каждом уроке. Это взаимодействие с каждым отдельным учеником, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Необходимо понять, как тот или иной ребенок способен эффективнее воспринимать информацию и стараться именно в этом ключе ее подавать.
В завершение своего исследовательского процесса я хочу сказать:
— Спасибо огромное за интервью, за ответы на столь каверзные и не слишком вопросы. Это действительно насущная тема, которая требует внимания. Мы все когда-нибудь станем родителями, кто-то на данный момент уже задумывается, кто будет учить наших детей, как это будет происходить? И мне сейчас совершенно не страшно, если в наших школах будут работать такие преподаватели, как вы. Наши дети должны быть в надежных руках. Спасибо!
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»