Найти тему
Справедливый

Венецианское владычество на о. Крите

Крепость Фортецца в Ретимно. Фото из открытого источника.
Крепость Фортецца в Ретимно. Фото из открытого источника.

В 1204 году рыцари св. Иоанна Иерусалимского захватили Крит, а затем продали его Венецианской республике. Вплоть до падения Константинополя, в 1453 году, критяне продолжали ощущать себя частью Византийской империи, почитали византийских императоров. Новые властители насаждали на острове католичество и пытались подчинить себе православные монастыри, которые издавна были главными очагами сопротивления поработителям. Одна из кровавых стычек закончилась временной победой критян и даже образованием критской «Республики Св. Тита».

После падения Константинополя венецианцы, убедившись в непоколебимой крепости религиозного духа критян, и чувствуя усиливающуюся опасность со стороны турок, отказались от конфронтации с местным населением и попытались наладить отношения с православной церковью. Они поддерживали существующие монастыри, способствовали появлению новых. Сотни критян постригались в монахи с единственной целью - избежать принудительной морской службы в венецианской армии, которая на деле означала тяжелую работу на галерах. К началу XVII века на Крите было до 1000 монастырей.

Остров Спиналонга. Фото из открытого источника.
Остров Спиналонга. Фото из открытого источника.

Время венецианского владычества - это время бурного строительства на острове. Вдоль всего побережья укреплялись уже существующие крепости (Кандия) и строились новые (Спиналонга, Франгокастелло, Палеохора, Иерапетра), восстанавливались города (Ханья, Ретимно). В пределах городских стен возводились храмы и дворцы, застраивались целые кварталы, площади украшались фонтанами.

В XV-XVI веках Крит, достойный наследник культурных традиций Восточного Средиземноморья, стал крупным духовным и художественным центром. В этот период в городах возникали многочисленные школы, монастырские библиотеки способствовали развитию богословия. Многие критяне получали образование в университетах Венеции и Падуи. Под воздействием итальянской ренессансной культуры расцветало искусство живописи и литература.

Грамвуса. Фото из открытого источника.
Грамвуса. Фото из открытого источника.

После 1453 года многие мастера греческого происхождения перебрались из Константинополя на Крит, где заложили основы, так называемой, критской школы иконописи, сочетавшей византийские традиции и новые современные веяния, идущие с Апеннинского полуострова.

Эс Ведра. Ибица. Фото из открытого источника.
Эс Ведра. Ибица. Фото из открытого источника.

Один из видных представителей критской школы - Михаил Дамаскинос - был учителем Доменико Теотокопулоса, более известного под именем Эль Греко. Эль Греко родился на Крите в 1541 году. Выучившись на живописца, он уехал в Италию, а затем в Испанию, где и прославил свою родину. Дамаскиноса и других критских художников называли «мадоннери», потому что они писали прекрасные лики Богоматери и святых. В XVI веке критские иконы экспортировались по всему православному миру, и торговля произведениями искусства оставалась одним из основных источников доходов Крита в тот период. Самые значительные произведения литературы на греческом языке создавались тогда именно на Крите. Под арочными сводами лоджий в Кандии и Ретимно звучали куртуазные баллады о страстях «Эротокритоса» (эпической поэмы Винценцоса Корнароса, в которой дух народной поэзии проступает сквозь форму рыцарского романа), разыгрывались драмы на библейские сюжеты («Жертвоприношение Авраама» Корнароса) и комедии («Панория» Георгиоса Хортациса).