Найти тему
Кино|вино и домино

"По соображениям совести" - повесть о настоящем человеке

Фильм известного американского режиссера и актера Мела Гибсона "По соображениям совести" (2016 г.) стоит в ряду самых культовых картин на военную тематику, но Гибсон не пошел проторенной дорожкой создателей, например, "Спасти рядового Райана" или "Тонкая красная линия", которые показывали все ужасы войны с натуралистическими сценами. Гибсон тоже не обошел вниманием натурализм кровавых сражений, но главным посылом фильма стало не изображение военных действий, а судьба необычного солдата, на примере которого поднимаются вечные вопросы гражданского долга, совести, добра и зла, ненависти и сострадания.

Простой деревенский парень Десмонд Досс в исполнении Эндрю Гарфилда придерживается религиозных воззрений адвентистов седьмого дня, полностью отвергая любое проявление насилия. Для веры Десмонда неприемлемо даже прикосновения к оружию. Было удивительно, что Десмонд решает все же пойти сражаться в разгаре Второй мировой войны. Его позиция ясна - он не хочет сидеть в тылу, когда многие его друзья, знакомые и другие земляки оказались на поле боя.

Интересно то, что основой фильма стала история реального человека, настоящего героя войны, который не изменил своим гуманистическим принципам не смотря ни на какие трудности, лишения и ужасы, находясь в самом пекле войны.

Десмонд идет в добровольцы с условием, что его отправят в медицинскую службу в санитары, которые не носят оружия и не сражаются, а только заняты помощью раненым солдатам. Но командование все же пытается заставить парня научиться сражаться, стрелять, ведь, несмотря на его мирную профессию санитара, он находится на войне, он не только должен спасать своих ребят, но и уметь убивать врагов-японцев. Десмонду приходится очень несладко от напора соратников, его унижают, оскорбляют, всячески проверяют на прочность. В итоге он попадает на Окинаву, где ему выпадает возможность оценить свои способности и силу духа прямо на поле, где разыгрывается кровавый бой.

Благодаря своей несгибаемой воле и твердой вере Десмонд с честью проходит все жизненные испытания. Внешне ничем не примечательный и скромный молодой человек показал, насколько крепка его вера и решимость. Он отстоял свое право послужить родине, но не взял в руки винтовку, хотя издевки со стороны соратников и командиров не раз истпытывали его на прочность.

Много раз Десмонд находился под напором сомнений и искушений, он мог просто пойти более легким путем, но его воля и вера в свою правоту не позволили ему оступиться от своего непростого выбора, выбора человека чести, человека с большим сердцем, понимающим, что значит служить родине и защищать ее от врагов, при этом не поступаясь своими моральными и духовными принципами.

Когда он оказался в гуще боя, он поддерживает себя молитвами. Он спасает своих раненых товарищей, не думая ни о чем, кроме как исполнения своего долга санитара. Десмонд при этом не слишком афиширует свою религиозность, произносит молитвы про себя, но его характер, волю и стойкость видно по его поступкам. Он солдат и его подвиг не в героической борьбе и убийствах врагов, его подвиг – спасение жизней, что не менее, а может быть и гораздо более важное, чем военные убийства.

Конечно, нельзя полностью согласиться с мировоззрением Десмонда, ведь находясь на войне, любой человек должен уметь постоять за себя, применить оружие в случае необходимости. В фильме вполне понятно объясняется, почему умение стрелять должно также входить в арсенал средств санитара. Но это все отступает на второй план, когда мы наблюдаем за выдающейся духовной силой и невероятным мужеством простого парня из глубинки, который показал, насколько обладание внутренним стержнем делает человека сильнее и крепче, чем владение оружием.

В первой части фильма идет вполне стандартный и шаблонный набор элементов любого военного фильма – изнурительные тренировки, пробежки, суровый сержант в учебной части, «дедовщина», мытье туалетов и прочее, что не всегда захватывает, но постепенно подготавливает почву для развития дальнейших действий. Типичным сценарным ходом выглядит также наличие у главного героя милой девушки и пьющего отца.

Все приобретает совсем другой оттенок, когда начинает разворачиваться основная драматическая часть фильма. Когда Десмонд со своими товарищами оказался на Окинаве и начинают брать штурмом горную гряду, то становится понятно, в чем художественная ценность картины, завоевавшей множество лестных отзывов.

Мы видим картины страшных и беспощадных сражений, гигантскую мясорубку, где солдаты обоих враждующих сторон просто крошат друг друга при помощи смертоносного оружия, пуль, гранат, огнеметов, ножей и просто ломают врагов голыми руками. Битва идет за безжизненную высоту, которую важно взять из-за ее стратегического значения. Ради этого продолжается кровавая бойня, после которой склоны горы завалены трупами солдат. Здесь ярко и убедительно показано и доказано, что любая война – реальный земной ад, где нет места жалости и прочим сентиментальным чувствам.

Даже сомневаться не приходится, что после таких сражений, когда руки по локоть в крови, у людей не останется ничего человеческого в душе. Их обезображеные ранами тела и израненные души превращаются в такие же кровавые поля и склоны у подножия Окинавы. Да, многие солдаты теряют остатки человечности, их ломает вся горячка боя, выжигая все доброе, светлое и вечное, что так хотели привить к ним их родители и учителя, но главный герой даже в этом пекле остался человеком, в чем кроется его просто непостижимое достижение.

Мастерское сопоставление всех ужасов войны и пафоса, безумия и благородных деяний, жестокости и душевности и других аспектов человеческой личности в этой картине делают ее выдающимся фильмов не просто о войне, а о человеке на войне. Человеке, который смог остаться тем же простым добрым парнем и не изменившим своим принципам и вере, хотя жестокие реалии раз за разом проверяли на прочность его убеждения.

Конечно, можно попытаться сравнить главного героя с выдающимися людьми нашей страны, сражающимися за Родину в Великой отечественной войне. Понятно, что героизм, отвага и мужество присуще не только нашим воинам, эти понятия не имеют национальности и настоящие герои были во всех странах. Правда, стоит сделать оговорку, что если наши солдаты сражались, изгоняя врага с нашей земли, а американцы пытались штурмовать земли других народов.

Конечно, сей факт не будет умалять достоинства главного героя картины, ведь речь идет по большей части не о том, кто и где воюет. Главная нить фильма – оставаться человеком, чтобы не случилось, это самое ключевое понятие для всего человечества. Гражданский долг, гражданское мужество не должны идти в разрез с духовными ценностями. Даже в пекле войны нужно соизмерять эти понятия и поступать по совести и по чести.

. Вера в свои силы, в свою правоту и ясное видение своей цели на войне помогает Десмонду справиться со всеми ужасами, которые его окружают. Нападки и непонимание своих же товарищей, которые просто не могут принять позицию Десмонда, не смогли поколебать его уверенность, хотя были, естественно, и минуты слабости, когда герой находился на распутьи, его практически один шаг отделял от того, к чему уже пришли все его сослуживцы.

Говорят, на войне нет места жалости, сентиментальным чувствам, которые делают человека слабее, более подверженным ошибкам. На войне хорош только точный расчет, холодный разум и соблюдение устава. Многие солдаты после первых сражений словно переходят на новый уровень восприятия жизни. Когда-то до войны, они были любящими мужьями, ответственными детьми, добрыми друзьями, они были людьми. Но на войне другая жизнь. Любящий муж и добрый друг в горячке боя теряет всю свою гражданскую позицию, превращаясь в безжалостного бойца, готового на все, чтобы уничтожить врага. Война ломает людей, это несомненно, не каждый сможет выстоять такой психологический прессинг.

Но главный герой картины "По соображениям совести" отличается от всех. У него есть непоколебимый стержень, который не смогли сломить ли лишения, ни издевки товарищей, ни обстановка военного времени. Он сохранил в себе все те чувства и веру, что были с ним и до войны. Он не сломался, он еще больше окреп, его уверенность и сила только стали сильнее. Он не поддался, не растерял свои качества человека - благородство, веру, справедливость, сочувствие и сострадание.

Конечно, можно назвать героя картины слишком идеализированным, но не забудем, что речь идет о том, что прототипом Десмонда был реальный человек, герой войны, получивший за свои заслуги высокие награды. Подвиг на войне не обязательно связан с боевыми достижениями. Кроме этого есть подвиг и нравственный, духовный, гражданский. Десмонд - пример человека, к которому применимо это понятие - гражданский подвиг.

Десмонд показан именно таким человеком, который не может поступиться своими принципами и верой. Он готов идти до конца, несмотря на всеобщее сопротивление, для него невозможно отступить от своего пути. Он не может предать родину, и он не может предать самого себя. И он находит простой компромисс между исполнением гражданского долга и соблюдением своих принципов. Все просто – нужно оставаться человеком во всем, всегда, при любых обстоятельствах

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Если хотите больше узнать о мире кино и сериалов, то подписывайтесь на канал, ставьте лайк и делайте репост в соцсети!

Если вам интересны мои рецензии на кино и сериалы, то можно почитать еще:

"Курьер" Карена Шахназарова - на волне перестройки

"Жирным шрифтом" - жизнь гламурного журнала изнутри

"Клуб бунтарей" - герои нашего времени

"Головоломка" - мультфильм о вечном через мелочное

"Овсянки" - фильм, зрящий в корень