Эта старая таежная дорога в глухих лесах Русского Севера протянулась на 800 с лишним километров через непроходимые леса, бесчисленные болота и многочисленные северные реки. Единственные жители этих мест - звери, птицы и рыба.
А решение о строительстве этого непростого сухопутного пути в 1893 году принимал лично архангельский губернатор А.П.Энгельгардт. Причина строительства была до банального проста. Усть - Цильма, как уездное село, входило в состав Архангельской губернии вплоть до начала XX века, а прямой связи с областными центром не было. Поэтому торговым караванам с пушниной, рыбой и зверем, приходилось делать огромный крюк почти в 1 000 километров через Котлас.
Вот так вот, после самостоятельного путешествия самого губернатора по этим местам немногим более 120 лет назад, и появился этот непростой таежный тракт связавший между собой Архангельск с селом Усть-Цильма, которое на протяжении нескольких веков было воротами России в Сибирь.
Уже позднее этот путь из Архангельска через Койнас в Усть-Цильму назовут "Печорским трактом", под которым он и будет известен в наше время.
Но на самом деле, этот сухопутный путь известен был гораздо раньше.С IX-XIII веков именно здесь проходил Пезский волок - самый древний северный путь по которому Новгородские купцы активно торговали с народами Печеры и Зауралья.
Сейчас уже трудно поверить, но в конце XIX века, наиболее тяжелый участок таежного тракта в 230 километров между Мезенью и Печорой был построен всего за 2 года. Без современной тяжелой техники, современных строительных материалов и технологий.
Когда мы оказались на этом тракте, то с трудом могли представить, что все это было сделано в такие кратчайшие сроки. Строителям дороги пришлось вырубить огромную просеку в северной тайге ведь ширина тракта во многих местах была более 5 метров.
На всем протяжении таежной дороги были оборудованы водоотводные каналы,которые можно встретить на многих трактах тех времен.
Построены деревянные мосты через многочисленные реки, уложена гать через десятки болот и оборудованы станционные избы через каждые 15-20 километров.
А уже в начале XX века, вдоль тракта провели телеграфную линию,которая просуществовала до начала 1960-х годов.
Но история была недолгой. С приходом советской власти, Усть-Цильма административно отошла к Республике Коми и использование дороги пошло на спад.
Сам же старый тракт как дорога, функционировал до начала 1940-х годов, пока не был заброшен. С тех пор единственным островком жизни в этих глухих местах оставалась метеостанция Борковская, на самой границе Архангельской области и Республики Коми.
Метеостанция существовала до начала 1990-х годов, пока не закрылась как и многие метеостанции на севере страны в то время.
Но даже современное состояние таежного Печорского тракта удивляет.
Кое-где сохранились остатки огромных деревянных мостов, местами остались телеграфные столбы, а некоторые изоляторы содержат царское клеймо.
Да и болота, несмотря на то, что за прошедшие годы они отвоевали пространство, тем не менее, на глубине полуметра еще осталась гать.
С тех пор, единственными гостями этого таежного тракта стали редкие путешественники и охотники. И не спроста.
Зимой по тракту с большим трудом можно проехать только на снегоходах, а летом это будет очень непростое и изнуряющее путешествие на квадроциклах или подготовленных внедорожниках.
Но взамен вы сможете увидеть нетронутую дикую природу Русского Севера и перенестись на несколько столетий назад...
В былые времена, путь из Лешуконского до Усть-Цильмы можно было проделать за 6 дней, меняя лошадей на 7 ямских станциях. Сейчас же, спустя сотню лет, путешествие по тракту может занять без малого пару недель, но это будет настоящее и увлекательное приключение.
Если вам интересна тема таких путешествий, еще мои репортажи на эту тему:
Как выжить в тайге на глухом таежном тракте?
Заброшенная метеостанция в глухой тайге
Делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com