Ольга Киселева, директор Института науки и искусства Сорбонны и сайенс-художник, рассказала, как общаться с деревьями. Вместе с учеными они создали «социальную сеть», чтобы деревья с разных концов света разговаривали и учили друг друга выживать.
Воскрешение тысячелетнего вяза
Все началось с проекта biopresence. В 2013 году Ольгу пригласили на юг Франции – в Бискарросс. Там погиб тысячелетний вяз. Трагедия для местных. Он был важным культурным символом. Его воспевали еще трубадуры. И люди специально приезжали, чтобы взглянуть на дерево и его венец из белых цветов.
Ольгу позвали как художника – создать памятник. Вероятно, думали увидеть что-то из бронзы или золота. Но нет. Вместо этого совместно с Национальным институтом агрономии они предложили воскресить дерево.
Вяз погиб из-за изменения климата. Птицы, которые ели древесных червяков, улетели из этих мест, и те стали размножаться. Их стало так много, что они буквально съедали вязы изнутри. Эта болезнь называется графиоз. У французских вязов нет против нее иммунитета. Деревья просто усыхают.
Зато к графиозу устойчивы их собратья – сибирские вязы. Так что отростки легендарного дерева решили скрестить с сибиряком. Сначала в адрес ученых и художницы сыпалось много критики. Но, когда дерево зацвело знакомыми белоснежными цветами, все поняли, что воскрешение удалось.
В Сорбонну стали обращаться за помощью деревьям отовсюду. Ольга и половина лаборатории ботаники ездили по всему миру. Она не успевала преподавать, они – работать.
В итоге решили создать удаленную систему мониторинга деревьев и помогать им на расстоянии.
Социальная сеть для деревьев
Так родился проект EDEN. Вместе с Национальным институтом агрономии они создали систему, которая позволяет понять, что-то же происходит с деревом. О чем оно «думает». Она измеряет физические показатели и передает данные в сеть. Дальше люди их воспринимают и расшифровывают. Допустим, если дереву не хватает воды – можно дать сигнал, чтобы ему помочь.
Но на этом они не остановились и создали систему T2T (tree to tree). Она позволяет получить сообщение от дерева и передать другому дереву. Известно, что деревья, находящиеся рядом, общаются. Теперь стало возможным «связать» деревья и с разных концов земли. Социальная сеть.
– Звуки
– Циркуляция соков
– Электрические сигналы
– Импульсы и давление
– Волны давления
– Дилатация (разрастание)
– Гидратация
– Эмиссия газов
– Объем хлорофилла в листьях
– Ветровое сопротивление
Пьяные леса
Общаясь между собой, деревья могут передавать не только информацию, но и знания – учить друг друга. Благодаря системе можно работать с проблемой пьяного леса, актуальной для зоны вечной мерзлоты. Корневая система деревьев там находится близко к поверхности земли. Но из-за таяния и деформации грунта (привет, изменение климата) деревья начинают расти под наклоном. Это часто приводит к гибели – они падают. Но есть деревья, способные подниматься. В их корнях создаётся нужное напряжение. Оно тянет ствол обратно.
Ученые помогают транслировать это знание, чтобы другие деревья тоже научились вставать и снова росли вертикально.
Доисторическое дерево и кедр Шатобриана
Вот еще одна пара деревьев для общения. В Париже на бульваре Распай перед Музеем современного искусства растет старый кедр. Он был посажен в 1823 году поэтом и писателем Ф. Р. де Шатобрианом. Конечно, дерево живет не в лучших условиях, но со временем оно адаптировалось к городской среде.
И есть другое дерево – вулеми. Это предок всех кедров. Считалось, что оно исчезло вместе с динозаврами 150 миллионов лет назад. Но в 90-ые в одном из национальных парков Австралии сотрудник обнаружил группу неизвестных деревьев. Они росли в каньоне глубиной в 500 метров. Ими и оказались эти доисторические растения, считавшиеся вымершими.
Ученые говорят, что вулеми жило в совершенно герметичном мире, идеальных условиях, и не приспособлено к другой жизни. Если высадить его где-то в городе, оно быстро умрет. Поэтому они решили устроить ему общение с деревом, растущим в худших условиях (городских). Чтобы оно тоже научилось.
Сейчас вулеми общается с кедром Шатобриана.
Дерево, под которым сидел Будда
Еще у деревьев есть историческая память. Ученые считают, что благодаря проекту EDEN, можно выяснить под каким деревом сидел Будда. Например. За этот статус сейчас борются два дерева бодхе – одно растет в Гуанчжоу, другое – в Запретном городе в Пекине. Можно узнать, какое из них помнит Будду.
Индейцы разговаривают с деревьями
Потенциально мы все можем понимать деревья. Ольга рассказала, что они выступали на конференции в Рио-де-Жанейро, и с ними там познакомились местные индейцы. Они живут в лесах на границе Бразилии и Парагвая. Индейцы сказали, что понимают деревья без всех этих датчиков. Ученые даже поехали к ним в леса – обмениваться опытом. Правда, подробнее она об этом не рассказала. Лишь обмолвилась, что это знание действительно доступно всем, но мы его растеряли.
Экология самостей
На эту же тему пишет антрополог Эдуардо Кон в своей книге «Как мыслят леса: к антропологии по ту сторону человека». Он рассказывает про многолетний опыт жизни среди народа руна, коренных жителей эквадорской части тропического леса Амазонии.
Кон выдвигает гипотезу, что не только люди, но все формы жизни, участвуют в процессах означивания – то есть способны мыслить и обучаться.
Не только человек, но любая сущность, которая общается при помощи знаков, может считаться обладающей признаками личности. Из этого он выводит сложную «экологию самостей», в систему которой входят как люди, так и другие живые существа.
Ещё
Есть классное интервью Ольги Киселевой журналу «Искусство»: «Человек, который входит в лес, должен понимать, что он на территории искусства».
P.S.
Бонус-трек по теме: лекция эколога Сьюзен Симард «Как общаются деревья». Есть субтитры.