В переводе с японского «бонсай» означает «растение в плоском сосуде» (бон — контейнер, сай- дерево).
Это целая философия, требующая от человека определенных личностных качеств: мудрости, доброжелательности, деликатности, справедливости, терпения.
ИСТОРИЯ БОНСАЙ
Искусство выращивания миниатюрных деревьев в сосудах появилось в Древнем Китае около двух тысячелетий назад.
Обычай выращивать карликовые деревья на подносах был частью разработанной в Китае садоводческой культуры. Особый уход, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце обретало облик взрослого дерева.
Соседи Китая перенимали это искусство, преломляя его в соответствии со своими культурными и эстетическими особенностями.
В VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны, а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев.
Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии.
Со временем красота, изящество, гармоничность этих миниатюрных копий большой природы стала искусством. Вольная забава превратилась в настоящую школу со своими канонами, приемами, излюбленными формами.
Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.
Что же видели японцы в этих деревьях? Несгибаемую волю к жизни и одновременно пластическую податливость, гибкость, благородную старость и возможность вечного обновления, внутреннюю дисциплину и самоконтроль.
Растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает «в лицо» вся страна, они не могут быть вывезены за границу.
Отличие его от всех прочих видов изобразительного искусства заключается в том, что бонсай, в принципе, никогда не бывает завершен. Он рождается, развивается и уходит, как и человек, и все живое.
Отчетливо прослеживается связь бонсай с японской эстетикой ваби-саби.
В эпоху Эдо, подражая аристократии, к выращиванию карликовых деревьев приобщаются простые горожане.
Конец ХІХ века, когда Япония активно перерабатывает западные традиции, был относительным затишьем для искусства бонсай.
В начале ХХ века Запад открывает для себя новую экзотическую страну. Японские гравюры контрабандой попадают в Европу, постепенно подготавливая переворот в живописи.
Японское декоративное искусство оказывает огромное влияние на стиль эпохи Ар Нуво (модерн). Именно в это время бонсай приобретает те эстетические черты, которые характеризуют его и сегодня.
Подробнее о фотохудожнике из Японии можно почитать в нашей статье Масао Ямамото. Дзен-фотографии из коробки.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Бонсай. История искусства.