Очень, очень, очень редко я хожу в церковь.
Последнее посещение, как ни странно, связано с ирбитской ярмаркой.
Есть ровно посередине между старинным купеческим городом Ирбитом, славящимся своей ежегодной ярмаркой, и столицей Свердловской области, Екатеринбургом, небольшое село Галкинское.
Обыкновенное, ничем не примечательное село, коих в Свердловской области сотни, если не тысячи. Стоит оно на трассе, и невнимательный путник проскакивает на машине это село, даже не замечая. Внимательный же, особенно такой больной на всю голову фотографией человек как я, возьмёт и завернёт в это село.
Центром же притяжения является нет, не ларёк с холодным пивасиком, не убогая гостиница, и даже не заросшая травой речушка Камышловка, а полуразрушенная колокольня старинной церкви.
Когда въезжаешь на площадь рядом с церковью - останавливаешься поражённый. Таких церквей я не видел нигде на Урале. Она совершенно не похожа на культовое здание - если убрать купола, то здание будет представлять из себя типичный дворянский или купеческий дом. Центральный вход представляет из себя небольшой портик, практически без паперти, с одной узкой дверью и двумя окнами.
Всё заколочено наглухо.
Дверь на замке, но попасть в здание можно через одно из задних окон. Состояние церкви просто ужасающее - всё разрушено, разбито. Повсюду валяется мусор, доски, испорченные стройматериалы.
Попав в небольшой притвор слева видна лестница на колокольню и вход в служебные помещения, справа вход в главный зал.
Все окна тоже заколочены досками. Через доски пробиваются тонкие лучи света и яркими полосами режут воздух на части. Я прошел в центр зала, где практически не было мусора, поднял голову.
А с главного купола на меня смотрели красивейшие росписи, которых сначала и не видно вообще. Только потом, привыкнув к яркому свету после полутьмы притвора, становятся видны остатки рельефов, лепнины, лики каких-то не известных мне православных святых.
Я стоял в центре зала практически не шевелясь, смотрел и слушал...
как шелестят крыльями голуби...
как задувает ветер меж досок...
как проезжает за стенами церкви какая-то машина...
как звучат под куполом отголоски старых молитв...
как дрожит воздух под куполом церкви...
или это всё мне почудилось.
Спохватился, сделал несколько кадров и поспешным шагом пошёл обратно.
А в окно заглядывала жена:
-Ты где был?
-Тут!
-Тебя сорок минут не было!
У местных жителей удалось узнать, что церковь была построена в 1842 году на месте старой церкви (которую в свою очередь возвели ещё в 1751 году).
С приходом большевиков церковь постепенно хирела и была полностью закрыта в 1938 году.
С того времени она уже не открывалась.
Разговоры о восстановлении церкви ведутся уже давно, приезжали какие-то люди в рясах и деловых костюмах на мерседесах и крузаках, ходили, смотрели, решали, что делать. Справшивали у местных, будут ли они ходить в церковь или нет, сильно расстроились, когда узнали, что в селе живёт всего 800 человек.
Как ни парадоксально это звучит, но Церкви экономически не выгодно восстанавливать Боголюбскую церковь.
Это же не Екатеринбург, где живёт больше миллиона человек и там очень нужны новые церкви и храмы. В селе нет даже тысячи человек, зачем что-то строить? У церкви не нашлось денег на восстановление, у местной власти тем более - сумма для местного бюджета просто запредельная. Вот и стоит церковь закрытая, на крыше уже деревья выросли.
Расстроенные, мы поехали дальше, долго молчали, даже не включали музыку...
Въехав поздно ночью в родной Магнитогорск, проезжая красивейший правобережный храм, такой весь новый, в мраморе и граните, с огромными золотыми куполами, в центре большого промышленного города, мне почему-то вспомнилась старая Боголюбская церковь. Такая простая и светлая, но совершенно ненужная, экономически не выгодная.