Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Самое труднодоступное святилище Азербайджана – Пир на горе Бабадаг

Оглавление

Гора Бабадаг одна из высочайших вершин Азербайджана (3629.6 м.) и, пожалуй, самая популярная. Ни на одну другую, столь высокую гору, не поднимается такого количества народа. Да еще и на протяжении многих столетий.

Нет, кончено на Шахдаг (4243 м.) или Туфандаг (4206 м.), сегодня, наплыв на порядки больше. Но, во-первых, туда идут автомобильные трассы европейского уровня, во-вторых, там привлекательные горнолыжные курорты, в-третьих, все-таки люди поднимаются не на самые вершины.

Чем же привлекает обычных жителей Азербайджана гора Бабадаг?

-2

Святая гора Бабадаг

Бабадаг или Дед-гора, если переводить на русский язык, с древних времен считалась святой. Еще в доисламские времена ее использовали для религиозных обрядов и ритуалов, на ее вершину приходили паломники чтобы вознести молитвы своим богам.

Скорее всего это связано с тем, что не смотря на физически тяжелое восхождение, добраться до ее вершины может любой человек. Для этого не требуется специального снаряжения или особой ловкости, даже старики и дети, поднимаются к самой вершине. Второй такой горы нет на сотни километров вокруг.

Неизвестно когда, в основном это увязывают с Исламом, но есть мнение, что в доисламские времена, почти на самой вершине появилась гробница Хазрат Бабы.

-3

Слово "хазрат" в Исламе обозначает высокий религиозный статус человека или обращение, типа, "Ваше святейшество". В народе переводят, как "святой".

Некоторые увязывают гробницу с Хыдыром (Хидр) — проповедником, упоминаемым в Коране. Но более "достоверными", кажутся те сказания в которых говорится, что дух Хыдыра является отшельникам на горе.

Кстати, в Азербайджане есть еще один пир связанный с Хыдыром, мы о нем писали в статье посвященной горе Бешбармаг.

Большинство остальных толкований и легенд схожи в одном – на вершине горы Бабадаг находится могила мудрого старца, который стал почти святым.

Пир Хазрат Баба

Пир расположен на достаточно ровной площадке около 10 метров в диаметре. Здесь находится могила Хазрат Бабы и некое подобие алтаря. Все состоит из темных сланцевых камней (вокруг на сотни метров ничего и нет).

Все камни на горе Бабадаг считаются священными и называются "баба-даши" (камни деда)
Все камни на горе Бабадаг считаются священными и называются "баба-даши" (камни деда)

Впрочем, вид у гробницы вовсе не мрачный. Скорее таинственный. К тому же ее обильно украшают узелки из разноцветной ткани.

Как и на многих других пирах Азербайджана, считается, что чтобы исполнилось желание, надо завязать кусочек ткани узелком. Ткань обязательная должна быть от вещи, которую паломник часто носит или носил.

-5

С этими узелками отдельная история. С ними кто-то постоянно борется. Периодически, 1 раз в год, иногда и реже, кто-то пытается очистить от них Пир, но люди снова и снова завязывают их сотнями. Неизвестный радетель за чистоту Религии всегда делает это не в сезон паломничества, поэтому о нем ничего не известно.

Случается так, что на пире некоторое время живет какой-нибудь отшельник. Предается аскетизму, в основном замаливая грехи. Тогда Пир накрывается сверху какой нибудь материей и получается своеобразная палатка, или келья, защищенная от ветра и дождя.

Обычно такое бывает по окончанию сезона паломничества. (Последнее время Пир постоянно прикрыт, чтобы любой желающий мог остаться здесь на ночь, наедине с небом и горами.)

Молодой отшельник
Молодой отшельник

Люди на Пир, в основном, идут за исполнением своих желаний, причем это люди разных конфессий, и даже неверующие. Не смотря на то, что дорога чудовищно тяжела (многие молодые мужчины не доходят до конца) на Пир поднимаются, и древние старики, и дети дошкольного возраста. Здесь главное желание. А недостаток сил можно компенсировать частыми остановками в пути.

Чтобы желание исполнилось надо повязать ленточку и трижды обойти вокруг подобия алтаря. Последнее, испытание не для слабонервных, т.к. часть круга проходит над глубоким ущельем, гда начинает свое течение река Геокчай.

-7

Легенды горы Бабадаг

Описать все легенды не представляется возможным, потому-что они в принципе, в своем большинстве во многом схожи, но расходятся в деталях. И этих вариантов расхождения великое множество.

Скорее всего это обусловлено двумя причинами:

  1. Древностью могилы.
    Заметно явное влияние каких-то старинных верований. Не даром же высокогорное отшельничество распространено в горах Тибета.
  2. Возможностью доступа к святому месту с двух сторон Кавказского хребта.
    То есть, до ХХ века, на Бабадаг поднимались паломники совершенно не связанные между собой.
Дорога на Бабадаг (переход от зоны альпийских лугов к субальпийской зоне)
Дорога на Бабадаг (переход от зоны альпийских лугов к субальпийской зоне)

Если пытаться как-то группировать предания, то можно выделить три группы:

  • первая, самая многочисленная, рассказывает о набожном человеке, который по воле случая совершил великий грех. (Самый распространенный, убил ножом гостя во время трапезы.) После чего удалился на гору Бабадаг отмаливать свои грехи. Где и состарился, постигнув великую мудрость;
  • вторая, уже упоминавшаяся выше, говорит о Хидре (Хызыре), полумифическом персонаже еще доисламских времен, о котором, как считается написано в Коране. Одним из его поступков, описанных в Священной Книге является убийство мальчика (18-я Сура «Аль-Кахф»).
    Хотя это объясняется тем, что мальчик должен был вырасти в кровожадного тирана, по легенде, Хызыр в конце жизни пришел на гору Бабадаг, чтобы вымолить у Всевышнего прощение. Здесь и умер.
  • третья версия, популярная у молокан, повествует о могиле прямого потомка первого человека – Адама. Это была пожилая женщина, которую в древние времена похоронили у подножия горы Бабадаг, и в тот же день, на вершине горы появился дух ее Деда (Баба) Адама. Общаться с ним мог только по настоящему верующий человек, который сумел взобраться на гору и провести на ней год в отшельничестве. (Надо сказать, что вершина Бабадага 9 месяцев в году покрыта снегом.)
    Такое смог осуществить только один старец, который познав истину, также вознесся на небеса.
На пути к вершине, если нет тумана, можно наслаждаться шикарными видами
На пути к вершине, если нет тумана, можно наслаждаться шикарными видами

Интересные факты

1. Большая часть подъема на гору Бабадаг проходит по субальпийской зоне. Здесь нет ни растительности, ни животных, одни камни. Самое страшное при подъеме это обезвоживание. Много часов изнурительного подъема быстро выводит влагу из организма и одной бутылкой воды здесь не обойтись.
Почти все паломники испытывают страшную жажду в конце пути. Многие сворачивают назад, представляя сколько предстоит еще спускаться.
Но почти на самой вершине, в нескольких сотнях метров от Пира, прямо на тропинке есть родник. Даже не родник, а углубление величиной с чайное блюдце, где всегда есть чистейшая вода. Это так называемый Муса-булаг.

-10

Интересно, что вода никогда не переливается за ямку, но ее всегда хватает, чтобы утолить жажду всем паломникам.

2. По пути есть место, где в ущелье видна скала "Шейтан Дагы", здесь " "шейтана даш атырлар" – кидают камни в шейтана (дьявола). Попасть в скалу достаточно сложно, особенно женщинам и старикам, поэтому большинство просто кидает камушки в ущелье.
Похоже на ритуал "побивания камнями шайтана" в Мекке, что с источником-колодцем, чуть выше, создает полное впечатление с обрядами Хаджа.
Кстати, считается, что семь восхождений на гору Бабадаг соответствует одному свершенному хаджу в Мекку.

-11

3. В Азербайджане со времен палеолита существует культ камней. Их использовали для различных обрядов. Часть ритуалов, в некоторых проявлениях, перешла в исламскую традицию. Это особенно заметно, когда поднимаешься на Бабадаг. Вдоль тропы, то там, то тут, видны каменные столбики из 7 камней. Многие паломники останавливаются и складывают свои.

Это древнейший обычай распространенный по всему миру. Есть такие столбики в Непале, Испании, даже в Норвегии, где сделать такой столбик означает дать жизнь троллю.

-12

4. Вдоль пути, также можно увидеть насыпи из камней. Говорят, что под ними захоронены древние паломники, которые не выдержали путь до святого места. Если ваша дорога проходит мимо такой насыпи, надо положить на нее камушек. Это считается благим делом. Некоторые насыпи уже похожи на небольшие склепы.

5. На высоте около 3500 метров, есть три небольших горных озера с кристально чистой водой. Они в основном остаются замерзшими, но в жаркие годы таят, радуя своим видом путников.

В 2016 году на Пире жил этот мужчина, родился, как он говорил на Апшероне, в Бильгях
В 2016 году на Пире жил этот мужчина, родился, как он говорил на Апшероне, в Бильгях

Как попасть на Бабадаг

Гора Бабадаг представляет интерес не только для паломников, но и для любителей пешего туризма. Для подготовленных туристов можно начать путешествие от ближайшего населенного пункта, наслаждаясь, в том числе, шикарными равнинными видами, а новичкам подойдет маршрут от подножья.

Где еще можно подняться на высоту почти в 4 км, увидеть захватывающие виды Кавказских гор, а в конце пути загадать желание, прикоснувшись к древней тайне?

Маршруты

На вершину горы Бабадаг можно попасть, как минимум четырьмя маршрутами, три из которых наиболее изучены, т.к. чаще используются.

-14

Два маршрута идут из Губинского района:

  1. От села Гархун.
    Это слишком трудное восхождение. Его в основном выбирают молодые люди или туристы обладающие, хотя бы минимальными познаниями в альпинизме.
  2. От села Ерфи.
    Этот маршрут много проще, но он самый длинный. За сутки управиться навряд ли удастся.

Два из Исмаиллинского:

  1. От села Чайговшан.
    Красочный, но длинный и тяжелый маршрут. Используется только местными жителями.
  2. От села Буровдал.
    Самый популярный маршрут.

Лагеря

С обоих сторон хребта есть нечто вроде лагеря для паломников. В сезон паломничества, а это всего дней 40-45 в году (весь август и часть июля), у подножия горы работает импровизированная чайхана, есть место, где переночевать (в большой кучности), место для моления, даже туалет есть.

Южный лагерь более обустроенный и живой.

До лагерей можно добраться на машине, но дорога там очень ужасная. Не каждый внедорожник пройдет, а тем более паркетник. Пробовать ехать со своим авто опасно, т.к. если застрянешь, то надолго.

Впрочем, некоторые местные жители возят желающих. На УАЗах, ЗИЛах и даже Нивах.

От Баку до вершины Бабадага

Если вы собираетесь добраться из Баку к святилищу и вернуться обратно, то на такое путешествие надо закладывать минимум два дня.

1. Сначала надо добраться до поселка Лагич, который сам по себе представляет большой интерес для туриста.
Есть несколько вариантов:
— такси (50-60 долларов);
— маршрутный автобус до Лагича (4-5 $), ходит раз в стуки;
— автобус до Исмаиллов (3 $) и оттуда до Лагича (1.5 $).

-15

2. В Лагиче можно переночевать, чтобы с новыми силами начать свой путь к вершине горы. Заодно осмотрев достопримечательности и красивые виды вокруг. Это последнее место в пути, где можно поспать в комфортных условиях.

3. От Лагича до лагеря паломников 25 км. Если вы решили идти пешком, то последнее село – Буровдал, будет в 13-14 километрах. Дальше поселений нет, поэтому, если надо пополнить запасы, то это последняя возможность.
В Лагиче можно найти машину, которая отвезет сразу к лагерю. Если договариваться, чтобы водитель ждал спуска (иначе обратно придется идти пешком), то это обойдется в 20 $ с человека. Полностью арендовать машину для себя – 80 $ .

-16

4. Подъем от лагеря до вершины занимает от 6 до 10 часов, в зависимости от темпа ходьбы (физической подготовки). Если есть рюкзак или сумка с едой, то лучше оставить это в лагере. С собой берется только вода.

5. Иногда, в лагере бывают свободные лошади, тогда подняться на гору можно часа за 1.5-2.

6. В сезон паломничества вдоль тропы, в двух местах стоят палатки, где можно выпить чая. Но особо на них рассчитывать не стоит.

7. Спуск занимает 4-6 часов.

Вот собственно и все ...

ПС. Интересный ролик, как супружеская пара из Украины (насколько я понял) поднимается на Бабадаг. Как раз с другой, северной стороны, которую я не описывал (ближе к вершине обе дороги сливаются в одну).