Найти тему
Феликс Май

Тамар Кутаисская

Дело было в Кутаиси. Наша компания стояла возле знаменитого Колхидского фонтана с конями и прочим зверьем. Закончив фотосессию на фоне водных струй, мы столпились вокруг телефона и решали, как лучше пройти к городской канатной дороге. Видимо, громко гомонили и выглядели озадаченными, потому что к нам через дорогу перешла грузинка и спросила не нужна ли нам помощь.

Женщина средних лет, зовут Тамар, не Тамара, а именно Тамар, с очень твердым р на конце. Привлекательное лицо, чернобровая, черноглазая, сильный, но приятный акцент, постоянно улыбается и очень внимательно смотрит в глаза собеседнику.

-2

Узнав о наших планах, Тамар сразу предложила довести нас до канатки, причем с такой простотой, что и в мыслях не было отказываться. Неспешная прогулка через большой парк и несколько улиц заняла минут двадцать. Мы то и дело останавливались сфотографироваться. А наш случайных гид рассказывала о памятниках, домах, былых временах, которые были лучше и богаче. Но говорила об этом без жалобы, а со спокойной констатацией.

Тамар с детства живет в Кутаиси, как многие грузины души не чает в месте своего рождения. Видела город в разном обличии. С довольно милым снисхождением отозвалась о Тбилиси: мол, шумный, тесный город. А вот Кутаиси – город душевный, уютный и тихий. С чем мы сразу и не кривя душой согласились, доставив Тамар явное удовольствие.

Действительно, на фоне столичного и многолюдного Тбилиси осенний Кутаиси, залитый солнечным светом, выглядел дремотным и разнеженным. Много деревьев, мало машин и пешеходов. Даже горная река текла между белых камней деликатно и почти бесшумно.

-3

Тамар расспросила, откуда мы, где побывали, нравится ли Грузия. Это самая благодатная тема для разговора с грузинами, потому что можно, не сдерживая эмоций, делиться восторгами, и грузины поймут и не сочтут ответ слишком пафосными. Они реально любят свою страну. Даже когда сетуют на личное неустройство или ругают власти, продолжают безусловно любить Грузию.

В грузинских путешествиях мы стараемся обходить политические темы в разговоре с местными. Особенно конфликт 2008 года. Но с Тамар беседа сама пришла к политике. Слава Богу, ограничились общими словами. Сошлись во мнении, что война – это плохо и трагедия, а мир – это хорошо и созидание. Тамар сказала, что грузины – самый мирный народ на Кавказе, который создан для того, чтобы делать лучшее в мире вино и угощать им гостей, а не воевать.

Доведя нас до канатной дороги, показала, где находится рынок и где можно вкусно поесть, Тамар попрощалась, традиционно пригласила приезжать почаще в Кутаиси и ушла быстрой походкой. Именно эта походка напомнила, что в отличии от нас, беспечных туристов, у людей вокруг есть много дел, работа, повседневные заботы.

Еще мы сообразили, что Тамар шла в противоположную от канатки сторону, когда решила нам помочь. Она бескорыстно, по доброй воле подарила нам полчаса своего времени и внимания. По-моему, царский подарок в мире, где на первый план начинает выходить личная выгода, где детям общество и СМИ внушают с молодых ногтей, что человек человеку волк (конкурент). За царскую щедрость души и назвал нашу помощницу Тамар Кутаисская.

А теперь мне интересно, смотрит ли Тамар новости? Считает ли она россиян агрессорами? Подошла бы она теперь к нам теперь и предложила бы помощь, услышав русскую речь? И почему-то уверен, что ничего не изменилось. И Тамар все так же перешла бы улицу и сказала: "Здравствуйте, вы заблудились? Давайте помогу."