Найти тему
"Скрытый смысл"

Загадка русской летописи: что "растекалось по древу"? Это не "мысль" и не "мысь"!

Та самая "мысь", что якобы растекается по мшистому древу. 
https://best-wallpaper.net/Cute-squirrel-moss-forest_iphone_wallpaper.html
Та самая "мысь", что якобы растекается по мшистому древу. https://best-wallpaper.net/Cute-squirrel-moss-forest_iphone_wallpaper.html

Сказание "Слово о полку Игореве" до сих пор вызывает у историков бесчисленные вопросы. И самый первый из них - уже во вступлении!

Оригинал произведения, как всегда бывает с русскими историческими памятниками, не только бумажными, но и любыми другими, не сохранился. Сгорел.
А это позднее издание, отредактированное и исправленное.
Если присмотреться, то слева вверху еще одна версия  - 
"Скача соловьем по мысленному древу!"
Оригинал произведения, как всегда бывает с русскими историческими памятниками, не только бумажными, но и любыми другими, не сохранился. Сгорел. А это позднее издание, отредактированное и исправленное. Если присмотреться, то слева вверху еще одна версия - "Скача соловьем по мысленному древу!"

Неведомый (а произведение не подписано) автор начинает его с нападок на Бояна, легендарного сказителя, которым автор как бы восхищается, но на самом деле иронизирует.

Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А
не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.

В.А. Жуковский

Он прямо обвиняет Бояна в вымыслах, в том, что Боян отрывался от исторических фактов (былин), и вообще, годился только как бездумный исполнитель, слабо понимающий смысл того, о чём рассказывает.
Это не я придумал, это, помимо Жуковского, пишет и Лихачёв, и другие историки.

Боян же, братия, не десять соколов
на стаю лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал, а
они уже сами князьям славу рокотали.
Д.С.Лихачёв
Автор - Неизвестный автор.
Автор - Неизвестный автор.

Но дело не в правдивости автора или Бояна. Мы не будем разбираться в их отношениях. Насладимся старинным напевом старославянского языка.
"
Растекался мыслию по древу "... Красиво, но непонятно. Если понимать дословно, звучит немного зловеще, словно речь идёт о последствиях черепно-мозговой травмы.
И, кстати, это не старо-славянский.
Поэтому многие исследователи рискнули предположить, что в тексте "опечатка", и растекается вовсе не "мысль", а "мысь".

Мысь - такое слово есть, и звучит похоже, и идёт в одном ряду с волком, орлом, соколами и лебедями, с которыми любит сравнивать автор.
Мысь - такое слово есть, и звучит похоже, и идёт в одном ряду с волком, орлом, соколами и лебедями, с которыми любит сравнивать автор.

Возникает очевидный вопрос, неужели нельзя свериться с оригиналом, хотя бы с первой его копией?

Это, естественно, не оригинал, а первая копия. Как видите, толку от нее - абсолютно никакого, тут отчетливо написано "мыслiю", а текст явно далек от старославянского написания.
 http://slovoopolku.ru/1800_3
Это, естественно, не оригинал, а первая копия. Как видите, толку от нее - абсолютно никакого, тут отчетливо написано "мыслiю", а текст явно далек от старославянского написания. http://slovoopolku.ru/1800_3

В оригинале бы шрифт был намного брутальнее, а слова - непонятнее.

Это тоже не оригинал, а представление о том, как он мог выглядеть
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0094/000ad603-e52305e8/img5.jpg
Это тоже не оригинал, а представление о том, как он мог выглядеть https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0094/000ad603-e52305e8/img5.jpg

Попробуем воссоздать написание слова "мыслiю", как оно могло быть в таком старинном тексте.

Из имеющихся букв составили слово. Коряво, конечно, но цель и была создать пример, который допускает возможность неправильного прочтения. Но, согласитесь, "Мыслiю" - читается легко и  однозначно.
Из имеющихся букв составили слово. Коряво, конечно, но цель и была создать пример, который допускает возможность неправильного прочтения. Но, согласитесь, "Мыслiю" - читается легко и однозначно.

А теперь вставим наше слово в фрагмент. Я не стал особо заморачиваться по смыслу, а просто поставил его на вместо одного из имеющихся слов. Вместе получается тарабарщина, но нас сейчас интересует не это.

Слово подчеркнуто красным. Попробуйте прочитать его сейчас. Только притворитесь, что читаете его впервые. Что у вас получилось?
Слово подчеркнуто красным. Попробуйте прочитать его сейчас. Только притворитесь, что читаете его впервые. Что у вас получилось?

У меня получилось - МЪХОМ, или МЪКОЮ, если уж совсем придираться.
Удивительно ведь, да? Выделенное слово читается "мыслию", а в тексте - "мехом".
"Ы" легко разложилась на "Ъ" и палочку для "К" или даже "Х".
"Л" - непринужденно превращается в "О" . И это не мошенничество. В оригинальном тексте сколько угодно таких "Л", которые сливаются снизу, и распознаются только по соседним буквам.
"Ю" - можно и не преобразовывать, но если прочитать как "М" - а ведь похоже - то становится куда понятнее.
Растекается МХОМ по деревьям! Мехом лесным, Мхою.
Да,
мех и мох - ближайшие родственники, просто один растет на животных, а второй на деревьях.
А теперь попробуем прочитать фразу по новому.

Вещий Боян, если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мхом по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.

Мне кажется, в такой фразе гораздо больше смысла, а натяжки ничуть не больше, чем в замене по созвучию "мыслiю" на "мысью". Ведь если ошибку сделал переписчик, то из-за непонятного написания, а не от одинакового звучания! Просто он просматривал слова по одному, под лупой (или что там было у них), и писал. А смысл придали после.
При этом "растекаться мхом по древу" - фразеологизм легко понятный - неглубоко, поверхностно, односторонне (мох гуще растёт с северной стороны).

Конечно, это только догадки, но вот проверить или опровергнуть их будет крайне сложно. Все исторические документы, которые попадали в руки А.И. Мусина-Пушкина (а это он выкрал эту рукопись из ризницы соборного храма Спасо-Ярославского монастыря), либо терялись, либо сгорали, либо загадочно менялись.
Если вам интересно узнать больше об загадках русских летописей , пишите в комментариях. Есть факты и посущественнее "мыси".
Например, знаете ли вы, что самая правдивая история троянского коня описана в русских летописях, и только оттуда можно узнать, что он был...
жираф!
Русские летописи о Троянской войне: "конь на самом деле был..."