(из цикла размышлений на тему: «Жизнь рождает новые формы»).
Ранее мы познакомились с начальными этапами авангарда, с тем, что несут авангардисты в мир и с яркими его представителями:
1. Василий Кандинский (1866-1944) – русский художник, авангардист. Освободил ФОРМУ.
2. Казимир Малевич (1879-1935) – русский художник, авангардист. Освободил ЦВЕТ.
3. Павел Пискарёв (1965-) – русский художник, авангардист. Освободил ЛИНИЮ.
Сейчас предлагаю познакомиться с дальнейшей судьбой этого удивительного художественного стиля вплоть до сегодняшних дней.
В течение первой трети XX века художественный авангард получил столь многостороннее и интенсивное развитие в самых разных регионах России, что даже настойчивое внедрение доктрины социалистического реализма не позволило моментально остановить развитие данного искусства.
К этому времени официальная критика всё чаще называла его «формалистическим». Закрытие педагогических и научных центров авангарда, постепенное сворачивание, а потом и запрет на выставочную деятельность приводили к тому, что художники были вынуждены отказаться от публичности (Малевич и его ученики). Возник феномен «тихого искусства», которое уже не разделяло авангардного радикализма, но ещё больше было лишено соцреалистического пафоса.
Выживание художественного авангарда в новых условиях, но с неминуемой его трансформацией, происходило и другими путями. Например, - в попытке приспособить сложившийся пластический язык и системы к идеологическим требованиям, либо в уходе в прикладную сферу - книжное оформление, дизайн интерьеров и выставок.
Многие из творцов покинули Россию - как в предреволюционные и относительно спокойные годы, так и в связи с начавшимся культурным террором (Кандинский, Шагал и другие). Жизнь некоторых крупных художников была оборвана политическими репрессиями.
Но при этом «авангард, остановленный на бегу», в действительности развивался и по собственной логике, порой схожей с западными процессами возвращения к фигуративности, исчерпанию формального аппарата и новому осмыслению диалога с предшествующей историей искусства.
В годы оттепели и, особенно начиная с 1960-х годов, молодое поколение художников вновь обращается к языку авангарда. Но уже с большей оглядкой на западный неоавангард, просачивавшийся через зарубежные журналы, выставки, советскую критическую литературу. Ещё долго, не открывавшиеся запасники, отчасти компенсируются живым общением, посещением личных коллекций и кратковременных камерных выставок, например, в Музее Маяковского.
Научное осмысление художественного авангарда начинается, главным образом, благодаря западным исследователям ещё в середине 1960-х годов. Но основной массив работ остаётся всё ещё недоступным широкому зрителю.
Однако, время не стоит на месте и в следующий раз мы будем рассматривать XXI век.