Найти тему
Роман с Дьяконом

Иисус: мы пойдем другим путем

Оглавление

Иисуса часто пытаются изобразить каким-то хиппи-проповедником, который призывал людей жить дружно, словно Он кот Леопольд из мультика. А ведь он был величайшим революционером в истории (что иронично, ведь его нынешние последователи известны своим тонким умением следовать конъюнктуре).

Дело в том, что мы часто пытаемся понять слова Иисуса в отрыве от контекста. Это грубая ошибка, ведь те, кто читал Евангелия, мог заметить, что Христос проповедовал не в вакуумной сфере, а в конкретном месте и в конкретное время:

Римская Империя, Иудея, I век н. э.

В это легендарное время у евреев была проблема – их оккупировали злые язычники-римляне. Евреем это не нравилось, о чем римское руководство могло догадываться по многочисленным восстаниям. Тяжелый был регион – типичный Ближний Восток.

В условиях борьбы со злым оккупантом в еврейской среде цвели мессианские настроения. Народ ждал царя-спасителя, который освободит их от римских налогов и построит Прекрасную Иудею Будущего.

Такие спасители, разумеется, постоянно появлялись. Они устраивали пламенные майданы, собирали добробаты и стабильно получали по шапке от хорошо вооруженной и обученной римской армии. Потом появлялись снова и получали по шапке. Потом появлялись снова и...ну вы поняли.

И вот однажды в Галилее очередной кандидат в спасители по имени Иисус начал мутить народ. Только на этот раз он почему-то не призывал расчехлять схроны с дедовскими ППШ и разливать коктейли Молотова, а выдал очень странный лозунг:

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17)

«Покаяние» – это перевод греческого слова «метанойя», которое буквально означает «изменение мыслей». Оно не носило сугубо религиозный характер и могло означать просто изменение своего поведения. Таким образом, слова Иисуса по смыслу означали нечто такое:

Ребята, так нельзя. Мы пойдем другим путем.

И, что самое интересное, Иисус пошел. А за ним пошел народ.

Чем путь Иисуса отличался от предыдущих «спасителей»?

Иисус понимал, что невозможно победить Империю силой. Но у Него был план. Он считал, что в ситуации, когда человек не может изменить обстоятельства, он может изменить себя. И это изменение сделает его свободным от всякой внешней оккупации. А когда таких людей станет много, оккупация потеряет смысл. Ведь если власть не слушают, она бесполезна.

Более того, Иисус говорил, что нынешние методы еврейских повстанцев не принесут Иудее пользы. Он прямо называл еврейских повстанцев «разбойниками» и выступал против них. Вспомните хотя бы знаменитое изгнание торговцев из Храма:

Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:13)
Изгнание торгующих из храма в представлении Валантена де Булоня (картина представлена в Эрмитаже). В реальности торговцы находились снаружи, во дворике.
Изгнание торгующих из храма в представлении Валантена де Булоня (картина представлена в Эрмитаже). В реальности торговцы находились снаружи, во дворике.

Иисус боролся вовсе не с торговлей в Храме (которая была необходима для функционирования Храма), а с еврейскими повстанцами, которые имели обыкновение кучковаться на храмовой территории, так как она была свободна от римских нагаек. По этой причине торговцы названы разбойниками, а не ворами, например. Потому что разбой – это акт вооруженной агрессии. Для Иисуса вооруженное сопротивление Риму было тождественно разбою, а он хотел победить Рим иначе. Умнее.

Аргумент Христа против вооруженного подхода был довольно прост. Современным языком это звучало бы примерно так:

Однажды вы доиграетесь со своими храмовыми заговорами, а римляне придут и разрушат Храм. Думаете, они не понимают, чем вы тут занимаетесь?

История показала правоту Христа. Во время очередного еврейского восстания (66-73 гг.) римляне разрушили Храм, как и предупреждал Спаситель.

Конец политической карьеры Иисуса всем известен – его распяли.

Казалось бы, полное поражение. Но великие идеи гораздо сильнее человеческой плоти. Прорывные революционные мысли молодого Мистика из глубинки оказались настолько живучи, что пустили метастазы по всей Империи. На глазах у императоров все больше и больше людей тихо уходили из под власти. В какой-то момент учение так распространилось, что тайные христиане начали попадаться даже в ближайшем императорском окружении. С ними, конечно, пытались бороться, но как победить того, для кого смерть за Иисуса – высшая награда?

В итоге к концу IV века почти весь Рим, включая императоров, последует за учением Христа, а христианство станет государственной религией Рима.

Так Иисус победил Империю.

Его путь оказался правильным.

______________

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, где мы публикуем поучительные истории про авву и все, что не вписалось в цензуру: Роман с Дьяконом.