Начать с Урока 1
Итак, в прошлом уроке мы начали с вами говорить о временах и о их полезности в разговорной речи.
Мы выяснили, что В НАСТОЯЩЕМ действие может быть простым (ДЕЙСТВИЕ ВООБЩЕ) и растянутым на процесс (ДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ).
Несмотря на то, что время Present Simple (которое используется для описания ДЕЙСТВИЯ ВООБЩЕ) является самым употребительным в английском языке, простым по мнению учеников оно не является - у него есть ряд трудностей с формой.
Могу сказать совершенно точно, что ошибки именно в Present Simple я исправляю чаще всего у студентов ВСЕХ уровней. Правила мы знаем, но формы скачут.
1 Что не так с простым настоящим
Для многих, Present Simple - это использование глагола в той форме, в которой он написан в словаре (так называемая V1). Но все, к сожалению, не так просто.
Итак, нам нужно построить предложение в настоящем времени - например, с глаголом SPEAK.
Если бы английский был русским, глагол бы согласовался с своим подлежащим по лицу:
Я говорЮ, Ты говоИШЬ, Он / Она говорИТ, Мы говорИМ, Вы говорИТЕ, Они говорЯТ.
Без этого изменения по лицам, фраза будет звучать как "Я говорить", "Ты говорить" и т.д. - сами понимаете - не звучит. Таким образом, у глагола меняется грамматика, с помощью которых он связывается со своим подлежащим.
Однако, английский язык - не русский, и сами формы слов у него, как правило, не меняются. Для связи слов он обычно использует вспомогательный (=грамматический) глагол. Например, в Present Continuous:
I AM speaking - Я говоРЮ; He IS speaking - Он говорИТ; They ARE speaking - Они говорЯТ.
Однако, в Simple все не так. Каким-то образом, вспомогательный глагол НЕ ставится в утверждениях в формах Present Simple (и Past Simple).
I ___ speak. - Я говорЮ.
И так как у него вспомогательного глагола, глаголу приходится САМОМУ МЕНЯТЬСЯ, чтобы, например, перейти с настоящего в прошлое.
I ___ spoke. - Я говорИЛ.
То есть это не do, does, did вдруг внезапно выскакивают из ниоткуда в предложениях, где их совсем не надо. Согласно природе английской грамматики, и в формах Simple вспомогательные глаголы должны бы были присутствовать, как они присутствуют во всех остальных формах (I am speaking, I have spoken, I am spoken и т.д.)
Если бы они там были, форма Present Simple бы выглядела как I do speak, He does speak, а форма Past Simple - I did speak. И тогда глагольная система бы была четкой и структурированной: все глагольные формы бы состояли из двух глаголов - вспомогательного (=грамматического) + основного.
Да, он по-прежнему бы отличался от русского, потому что в русском мы форму меняем ВНУТРИ слова, а не пользуемся вспомогательными глаголами, но по крайней мере, в английской системе бы была четкая логика.
На данном этапе, формы Present и Past Simple сбивают нас с толку, потому что они отличаются от всех других глагольных форм. Но важно понять, что это ИМЕННО SIMPLE - исключение из правил английской грамматики, а не наоборот.
2 Вдруг откуда ни возьмись - окончание -S / -ES
Как мы выяснили в предыдущей части, у глагола, используемого в Present Simple нет грамматического глагола, и поэтому ему приходится МЕНЯТЬСЯ САМОМУ.
На наше счастье, у английского глагола не 6 личных окончаний (как в русском), а всего два. Изменяется только форма с местоимениями HE, SHE, IT.
Я говорЮ - I ____ speak___
Ты говорИШЬ - You ____ speak___
Он / Она говорИТ - He / She ____ speakS
Мы говорИМ - We ____ speak____
Вы говорИТЕ - You ____ speak____
Они говорЯТ - They ____ speak____
В этом грамматика английского намного легче русской - нам нужно запомнить всего одно окончание. Но сделать это трудно, и статистика показывает, что оно "встает" на место только на более поздних этапах изучения языка.
Я надеюсь, что теперь у вас, по крайней мере, есть понимание того, откуда это окончание вообще взялось. Я также рекомендую запоминать формы с He / She / It как устойчивые паттерны.
- Я говорю на 5 языках. - I ____ speak 5 languages.
- Он говорит на 5 языках. - He ____ speakS 5 languages.
- Я преподаю английский. - I ____ teach English.
- Она преподает немецкий. - She ____ teachES German.
- Я работаю без выходных. - I ____ work without weekends.
- Это работает. - It ____ workS.
3 Формы отрицаний
Когда мы хотим выразить отрицание в настоящем времени, структура приходит в норму - у нее появляется грамматический глагол. Он теперь начнет изменяться (именно к нему мы будем добавлять NOT и личные окончания), а основной глагол будет "отдыхать".
Я не говорЮ - I DON'T speak___
Ты не говорИШЬ - You DON'T speak___
Он / Она не говорИТ - He / She DOESN'T speak____ (окончание ушло на вспомогательный глагол, где ему и место)
Мы не говорИМ - We DON'T speak____
Вы не говорИТЕ - You DON'T speak____
Они не говорЯТ - They DON'T speak____
Тут тоже надо воспринимать эти формы как устойчивые фразы, чтобы не строить каждое предложение с чистого листа.
Я не хочу - I don't want
Я не люблю - I don't like
Я не понимаю - I don't understand
Я не верю - I don't believe
Он не хочет - He doesn't want
Он не любит - He doesn't like
Он не понимает - He doesn't understand
Он не верит - Не doesn't believe
и так далее...
Старайтесь привязывать фразы именно к ЗНАЧЕНИЮ глагола. Какие фразы вы будете говорить чаще всего? Какие глаголы в вашей речи встречаются чаще всего? Отталкивайтесь от того, что вы скорее всего скажете, а не от схемы.
Например, фраза 'I mean' входит в ТОП-10 ВСЕГО английского по частоте использования в разговорной речи. Она запоминается как что-то устойчивое. А вот как часто мы говорим 'I don't mean'? Воспринимается ли это как что-то устойчивое? Мы чаще слышим 'I didn't mean ...' - I didn't mean to hurt you. - Я не хотел тебя обидеть. Именно эта фраза и запомнится лучше.
А вот фразы типа 'I don't know', 'I don't understand', 'I don't like' используются в речи все время и именно их нам нужно запомнить.
4 Формы вопросов
C вопросами тоже все в порядке - грамматический глагол здесь присутствует. И как во всех вопросах, он переносится вперед. (Подробнее в уроке 7 - Как задавать вопросы)
Do you want...? - Ты хочешь?
Do you like...? - Ты любишь?
Do you understand? - Ты понимаешь?
Do they understand? - Они понимают?
*(Вопросы с I и WE задаются крайне редко)
Does he understand? - Он понимает?
Does she understand? - Она понимает?
*(Окончание -S у грамматического глагола для форм HE, SHE, IT)
What do you want? - Чего ты хочешь?
What do you like? - Что ты любишь?
What does he want? - Чего он хочет?
What does she want? - Чего она хочет?
Does it work? - Это работает?
How does it work? - Как это работает?
*(Вопросов с IT тоже достаточно ограниченное количество - проверяйте сразу на всех новых глаголах, которые вы учите)
5 О чем это время
Как мы уже говорили, используется Present Simple достаточно часто:
- для констатации факта: I like dancing. I don't speak German. She works a lot.
- для описания регулярных действий: We go shopping on Sundays. He goes running every morning.
- для выражения мнений, понимания и других ментальных процессов: I don't understand. I don't remember. He knows more than me. I don't need it.
- для описания расписаний: We start at 7pm. What time does he finish? The conference opens tomorrow.
6 Важно: Упрощают ли его носители в разговорной речи
Мы прекрасно понимаем, что мало кто говорит полными развернутыми фразами. Во-первых, носители не акцентируют произношение грамматического глагола, и поэтому нам часто трудно его услышать.
Во-вторых, многие фразы укорачиваются в разговорной речи, потому что носителям форма понятна интуитивно.
Посмотрите эпизод из сериала Breaking Bad - Какие укороченные формы Present Simple вы слышите?
----------------
Согласно исследованиям последних лет, на усвоение формы Present Simple требуется достаточно длительное время - там слишком много трансформаций. Дайте себе время и наблюдайте, копите примеры, старайтесь запоминать фразы, которые вам точно пригодятся.
Таким образом, вы будете лучше готовы непосредственно к общению.
Все получится!
Читать урок 39 >>>
Все уроки серии:
Урок 1 Начинаем говорить
Урок 2 Что вежливо, а что грубо
Урок 3 Учитесь понимать на слух
Урок 4 Что сказать, если не помните слово
Урок 5 Вы говорите по-английски? Описываем знание языка
Урок 6 Как произносить слова с W
Урок 7 Как задавать вопросы
Урок 8 Самые важные вопросы
Урок 9 Топ слова: GET
Урок 10 Как поздравить с праздником или порадоваться успехам
Урок 11 Самые частые ошибки в произношении
Урок 12 Чем отличаются This is, It is и There is
Урок 13 Описания в настоящем, прошедшем и будущем
Урок 14 Как говорить о странах и путешествиях
Урок 15 Как сказать НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ
Урок 16 Как читать числа, цены, номера телефонов и т.д.
Урок 17 Когда использовать IS, а когда DOES
Урок 18 Примеры путаницы IS и DOES
Урок 19 Топ-слова: GO, COME, TAKE, BRING
Урок 20 Как сказать Я ТОЖЕ
Урок 21 Как описывать размеры предметов и объектов
Урок 22 Как говорить о планах
Урок 23 Полезные фразы для путешествий
Урок 24 В путешествии: Указатели и таблички
Урок 25 Что такое фразовые глаголы
Урок 26 Язык путеводителей: Полезные слова
Урок 27 Учимся использовать There is
Урок 28 Резервируем комнату в отеле
Урок 29 Проблемы в отеле
Урок 30 Как произносить слова с GH
Урок 31 Диалоги в аэропорту
Урок 32 Суперважный предлог OF
Урок 33 В путешествии: Достопримечательности
Урок 34 Эмоциональные прилагательные
Урок 35 Как правильно использовать VERY и другие усилители
Урок 36 Топ слова: LOOK, SEE, WATCH
Урок 37 Что такое настоящее время