Кто придумал шахматы? Где изобрели шахматы? Откуда произошли шахматы? А главное, когда появились шахматы? Пожалуй, в нашем веке эти вопросы до сих пор остаются открытыми и неизведанными для нас. В данной статье мы постараемся подробно рассказать Вам об истории происхождения шахмат, ориентируясь на гипотезы учёных и информацию, добытую из древних источников.
Рождение шахмат
Прародиной шахмат является, древнее восточное государство, Индия, ставшая в конце VI века нашей эры основателем общепризнанного развлечения – чатуранга. «Что такое чатуранга?», - спросите Вы. Чатуранга представляла собой доску, состоящую из 64-х клеток и комплекта фигур: одна колесница (ратха), один боевой слон (хасти), одна конница, либо всадник (ашва), четыре пеших солдата (падати) и один король (раджа). Если взглянуть на них, то можно сказать, что они чем-то похожи на нынешние шахматные фигуры.
Первым письменным документом, свидетельствующим о чатуранге, является роман «Харчашарита», который был написан на древнем литературном языке Индии (санскрите). Он был сотворён поэтом, служащим при дворе короля, Харши Баной, живший приблизительно в середине VII века нашей эры. В данном произведении автор подчёркивает социальное положение большинства мирных жителей: всюду коррупция, казни за виновное деяния и лишь единицы занимаются изучением, познанием чатуранги, развиваясь при этом всесторонне. Помимо этого существует ещё один интересный исторический документ как «Чатранг-Намак», составленный на среднеперсидском языке и повествующий о том, как чатуранга (чатранг) проникла в Персидское государство во времена царствования Хосрова I. При этом Арабское историческое сообщество в большей мере склоняются в том, что, действительно: шахматы берут своё начало в северной части полуострова Индостан и потом просочились сквозь торговые пути, караваны на Ближний Восток.
Большинство арабских историков, основываясь на различных сведениях и фактах, считает, что легенда о человеке, который придумал шахматы, может носить в себе и действительный характер. Та самая легенда имеет следующее содержание: Однажды в королевский двор пришёл незнакомец, который держал в руках какую-то заманчивую, вырезанную точно из дерева доску. Ему удалось пройти к самому правителю, предложив поразмыслить над задачей: «Какое количество зёрен должно получиться на всей поверхности доски, если на последующей ячейке это число увеличивалось бы в двойном размере?». В случае неудачи глава государства должен был выдать проходимцу то количество злаковых культур, сколько вышло в итоге задачи. Спустя время монарху стало понятно, что такого числа зёрен на свете попросту не существует (оно примерно равняется 18,5 секстильонам штук). Учёные предполагают, что того самого проходимца звали Сассой, либо Сиссой бен Дахиром. В любом случае тот, кто догадался изобрести столь необычную, сложную, логическую игру, считается гением, в исчерпывающем его смысле.
Что касается механики и алгоритма действий в чатуранге, мы будем опираться на информацию, добытую из трактата «Кавьяланкара», написанного индийским мыслителем Рудратой в IX веке нашей эры. В данном произведении предлагаются возможные варианты прохождения всего поля доски одни конём, ладьёй (колесницей), либо слоном. Направление движения по игровому полю у ладьи и коня были аналогичны нынешним фигурам, при этом слон с большей вероятностью мог передвигаться на 1 клетку по диагонали во всех четырёх направлениях и на 1 клетку вперёд. Впрочем, досконального свода правил игры в чатурангу не существует, но с каждым годом предпринимаются всё новые и новые попытки обнаружения какой-либо информации о чатуранге.
Путешествие шахмат
I. Шатрандж
На одном месте шахматы долго задерживаться не стали: после того, как Персия оказалась под покровительством Арабского халифата в середине VII века, игра «чатранг» была переименована в «шатрандж». До наших дней сохранились документы, в которых прописаны основные правила шатранджа:
1. Игрок считался победителем, если он провёл мат, пат, либо ликвидировал все фигуры противника;
2. При этом ферзь мог ходить на 1 клетку по диагонали в любом из направлений, а слон – через 1 клетку по диагонали в любом направлении;
3. Отсутствовала рокировка (особый ход в игре, который позволял горизонтально передвигать короля, аналогичного по цвету, в сторону ладьи).
4. Арабские мастера шатранджа начинали партию с упорядочивания на своей половине доски всех имеющихся фигур.
Далее данное развлечение перекочёвывает в Монголию, где его называли «шатар», либо «хиашатар». Потом, спустя время, шатрандж попадает к такому славному иранскому народу как таджики, где уже игра приобретает название «шахмат», что означает на русский диалект «властитель повержен».
II. Поход в Азию
Следующим направлением шатранджа стала Юго-Восточная Азия, а именно Таиланд, Япония, Китай, Корея. Жители данного региона были удивлены такому нововведению, правилам, по которым играли в это развлечение, так как у них уже существовали свои «изюминки» в подобных играх:
1. Отсутствие рокировки как в Европе;
2. Перемещения фигурок совершаются на, сравнительно, малые дистанции.
Поэтому под влиянием своих специфических черт и тех, которые пришли извне, возникла китайская игра «сянци» (слева), от которой в дальнейшем изобрели корейскую игру «чанги» (справа). Оба игрища неповторимы в своём дизайне и алгоритме действий, что является их основной отличительной чертой от других настольных игр:
1. Вариант размещения фигур на доске. Вместо клеток (полей) так называемые «пункты» - точки с пересекающимися на них линиями доски. На этих точках размещаются фигурки. Доска разделена на девяноста пунктов.
2. В Вашей армии прибавлена новая фигура «пушка», позволяющая атаковать по фигурам соперника путём перепрыгивания через них.
3. Присутствуют фигуры с определённым радиусом воздействия, т.е. их ход возможен лишь в пределах конкретной части доски.
4. В данных играх слон и конь не «перепрыгают» через клетки со стоящими на них фигурками, подобно шатранджу, а перемещаются в плоскости самой доски.
Помимо этого, позднее возникли таиландские шахматы «макрук», в большей степени похожие по своему алгоритму игры на чатурангу. Они отличаются тем, что ладья совершает ход как в шатрандже, а слон – как в чатуранге.
Но на этом не останавливается развитие шатранджа (шахмат) в юго-восточном регионе: его завершающим компонентом является японская игра «сёги», которая считается предположительным родственником сянци и макрук. Особенности сёги:
1. Игровая доска стала буквальнее, то есть проста на глаз.
2. Игра поимела от западных капиталистов некоторые качества, тем самым став более похоже на европейскую модель: фигурки помещаются на клетки, а не на те самые пункты, поле расширилось до 9-и полей в длину и 9-и в ширину; близкородственно к макруку по изначальным положениям и ходам определённых фигурок.
3. В сёги, так же как и в макруке, наблюдается превращение. Что такое «превращение»? Превращение – это процесс, в котором плоская разрисованная фишка доходит до 1-й из 3-х крайних горизонтальных линий, при этом переворачиваясь и меняя свой рисунок на знак, говорящий о том, что Вы «перевоплотились». А далее перед нами открывается одна очень крутая способность: захваченные Вами фигурки противника имеют право быть выставленными вместо Вашего хода на любые клетки доски в качестве своих (Ваших). Именно по этой причине в данной игре все фигуры принимают 1 цвет, а, что касается их постановки, то они ставятся острым концом в направление оппонента.
III. Новинка в Европе
Поскольку Пиренейский полуостров (нынешняя территория Испании и Португалии) когда-то принадлежал могущественному Арабскому халифату, соответственно и те традиции, обычаи, культурное наследие и достопримечательности стали основой последующего приобретения популярности в Европе.
Главным историком шахмат XIX века считался английский математик Марри Гарольд Джеймс Русвен Мэррей. Интерес к истории происхождения шахмат возник у него в 1893-м году. Тогда ему удалось добыть завещания графа Уржеля Эрменгола и графини Эрмезинды Каркассонской, что являлось, своего рода, первоначальным упоминанием о шахматах (XI век). Также Гарольд считает, что в шахматах ранней Европы существовало 2 обычая:
1. Набирающий высоту к Испании и хорошо знакомый в Англии (непосредственно из-за нормандских походов) и Франции. Для данной традиции было свойственно резервирование культурного наследия арабов, что выявлялось в шахматной номенклатуре: фигурка, которая находилась в непосредственной близи от короля, называлась «ферзь», а офицер назывался на старофранцузском диалекте «aufin», что напрямую свидетельствовало об арабском происхождении.
2. Закрепившийся в Италии, а спустя время в Германии, на Скандинавском полуострове. Данный обычай обзывают ещё и континентальным обычаем. Здесь шахматы рассматривались уже только в плане игры, поучающей нормам морали и дающей представление о государстве, только в маленьком формате: ферзь был переименован в королеву, а офицер (слон) в епископа. При этом в некоторых государствах наблюдались противоречия, ведь спустя время «королева» выдвинула назад слово «ферзь», а при превращении пешки на доске появляется фигурка королевы. Это явно вызвало волну негодования в Европе, и поэтому в таких странах были введены запреты на превращения, и «королева» называлась «девой», либо «женщиной».
В 1061-м году кардинал епископского сана, то есть старший по чину среди прочих кардиналов, Остии (субурбикарной епархии, относящийся к общей Римской епархии) Пётр Дамиани в своей очередной записке к папе Александру Второму (1061-1073) был недоволен поведением одного из флорентийских епископов – он злоупотреблял игрой в шахматы. С воззрения Петра, данное увлечение было эквивалентно запальчивому игрищу в кости. Гарольд Мэррей, английский историк шахмат, считает, что Дамиани многое знал про шахматы, в которых ход совершался за счёт броска кубиков, отсюда следует, что он мог уклониться от духовного табу путём игры в развлечение без костей. Если говорить о костях, то можно сказать, что они использовались в Европе в XI-XIV вв. в качестве дополнения к шахматам. Многократно предпринимались попытки полной ликвидации этого развлечения в слоях духовенства, но позднее шахматы закрепились в обществе и начали считаться увлечением высокообразованных слоёв.
Одним из самых богатых источников по истории возникновения шахмат в Европе считается «трактат Альфонса Мудрого», написанный в 1283-м г. при короле Кастилии и Леона, Альфонсе Десятом. В данном документе прописаны основополагающие нормы игры в шахматы, в большей мере унаследованные от шантранджа, а также в нём рассказывается о немногих нововведениях, например:
1. Ферзь и пешка имеют возможность совершить «скачок» на 2 клетки, а не на одну (что касается пешек, то это правило действительно в наши дни).
2. Заданное разрешение на «скачок» могло быть лишь у ферзя, который прошёл превращение при том условии, если он уже сошёл с шахматной доски.
Тем временем, в северной части Италии создаётся труд церковнослужителя Якобуса Цессолеса « Об обычаях людей простых и знатных», гласящий о том, что тот самый «скачок» может быть использован королём, либо королём вместе с ферзём уже на первом ходу игры. Помимо этого Якобус рассказывает, что пат равноценен ничье, а король, который оказался полностью в осаде у одного из оппонентов, то есть «голым», не утверждает автоматическое поражение.
Большую роль в распространении шахмат по Европе сыграли скандинавские воины-мореходы, именуемые викингами. С эпохой их морских походов историки объединяют, пожалуй, самый популярный шахматный комплекс, найденный в 1831-м году на острове Льюис, что неподалёку от Шотландии. При этом доскональное время и место сотворения семидесяти восьми фигур, которые выдолблены из моржового бивня и китового зуба, неведомо, однако, опираясь на гипотезы, можно предположить, что они были созданы в Тронхейме (на данный момент является третьим по населению городом в Норвегии) во второй половине XII века.
В Восточной Римской империи (395-1453) шахматы «затрикион» взяли своё начало приблизительно в IX веке, после вытеснения шатранджа из повседневного вида развлечений. Играли в них, как датируется в документах, на круглых досках. И опять же в этом государстве наблюдались притеснения данной игры со стороны духовенства.
И вот наконец-то мы добрались до нашей Руси: опираясь на исторические документы, можно предположить, что слово «шахматы» возникло, примерно в XIII веке, однако существуют находки, демонстрирующие шахматы, сделанные в XI-XII вв. «Это – да, но каким образом шахматы, возникшие в Азии, дошли до границ Руси?» Всё очень просто: Русь в целом имела статус вовсе не консервативного государства, то есть славяне были только рады завести какие-либо новые знакомства, следовательно, налаживая при этом торговые пути. Блестящим примером таких торговых путей может послужить содружество Руси и Арабского халифата, где был популярен шатрандж. Соответственно, данная игра была способна проникнуть на Русь или через западное побережье Каспийского моря, прямиком из Персии или Хазарского каганата или из среднеазиатских земель через Хорезм – развитый цивилизованный на тот момент регион, сквозь который просачивались основные поставки сырья из Азии в Европу.
Казалось бы, теми самыми документами на Руси должны были быть летописи, но – нет. Как считает Исаак Максович Линдер, советский и российский историк шахмат, такой поворот событий объясняется тем, что Русь могла унаследовать обычай порицания шахмат православной церковью в качестве запальчивого игрища от соседнего государства – Византии, так как летописи, в основном, писались духовенством. Городом, где были обнаружены пятьдесят восемь фигурок, датирующихся XII-XV веком, извлеченные из тридцати шести комплектов, является Великий Новгород, а именно Неревский раскоп – жилой квартал раннего Средневековья, который находился на северо-западе города; непосредственным участником этой операции в 1964-м году был сам Исаак Линдер.
В заключение можно сказать: История происхождения шахмат прошла очень длительный, сложный путь практического развития, преодолевая все трудности и препятствия со стороны духовенства. На данный момент нет ни одного континента, где бы они не побывали. ВXXI веке игра в шахматы представляется нам, по большому счёту, скучным, не интересным занятием, хотя мы даже не догадываемся какие силы предков были вложены в них на протяжении тысячелетий. Как говорил легендарный Роберт Фишер: «Шахматы – это жизнь».