Война - страшное испытание не только для фронта, это проверка на прочность тыла. Ведь именно там поднимается в лихие годы муть и мразь, творит беспредел, наплавав на то, что страна истекает кровью.
Главное для меня в лучших ретро-детективах СССР - ощущение подлинности, аутентичности атмосферы, среды, характеров и мотиваций. Сегодня любят снимать ретро-сериалы. И бюджеты богаче, и техника съемок эффектнее, но все равно ощущение фальши, а вот старым советским фильмам - веришь.
По данным уголовного розыска (1979)
Классический завязка - в 1942 МУРовцы расследуют казалось бы сугубо уголовное дело, убийство семьи ювелира. Однако по ходу следствия выясняется, что преступные нити тянутся к ловко внедренному нацистскому агенту и банде жестоких уголовников, орудующих в Подмосковье и связанных с немцами. Угрозыск привлекает бывшего вора, чтобы выйти на след и втереться в доверие к преступникам.
"По данным уголовного розыска" по-прежнему смотрится крепким детективом, но самое главное его достоинство - очень достоверно воссозданная среда Москвы и Подмосковья военного времени. Враг уже отброшен далеко на запад, но приметы войны видны повсюду. Прекрасно воссоздан и быт 1942-го - от вокзалов и улиц, до пивнушек и гостиных с абажурами.
Отдельная тема - отлично подобранная актерская команда. В фильме много известных артистов, но нет "супер-звезд", которые выглядели бы чужеродно и слишком выделялись в антураже еще недавно прифронтового города.
В отличие от современных актеров, при виде которых остается стойкое впечатление "звезды 2010-х в костюмах 1940-х", персонажам Леонида Неведомого, Александра Хочинского, Александр Соловьева и их коллегам по фильму - веришь на все сто.
Приступить к ликвидации (1983)
Отличный ретро-боевик об уничтожении банды бывшего фашистского прихвостня Болеслава Крука. Уголовная мразь легко находила общий язык с мразью нацистской - и тех, и других предстоит найти и ликвидировать.
"Приступить к ликвидации" прежде всего впечатляет тщательно и очень аутентично созданной атмосферой конца войны. В фильме есть и крепкая детективная интрига, погони и перестрелки, но самое главное - ощущение достоверности происходящего.
В фильме звездный актерский состав. При этом все они существуют на экране абсолютно органично, буквально "растворяясь" в эпохе. Олег Стриженов в роли реального полковника Данилова, Василий Лановой в роли запутавшегося в жизни бывшего летчика-героя Алтунина, Михаил Жигалова в роли лихого оперативника - все работают на заглядение.
Криминальный мир изображен эффектно, но реалистично. Один Александр Филиппенко в роли беспредельщика Копченого стоит пяти сезонов какого-нибудь бандитского сериала с НТВ. А сцена в пивной с "А не заказать ли нам тангО Мы странно встретились и странно разойдемся? Спецзаказ для сотрудников правоохранительных органов" - маленький шедевр.
"Приступить к ликвидации" - фильм суровый. Зверствует банда Крука, ставя себя вне закона. Без предупреждения открывают огонь на поражение сотрудники органов - еще идет война, льется кровь, и с убийцами поступают по законам военного времени. Сдавшихся арестовывают, сопротивляющихся - уничтожают на месте. Только так.
Наградить (посмертно) (1986)
Нестандартный сюжетный ход - разведчик после ранения теряет память. Этим пользуются бандиты-налетчики, знакомя его якобы с "сестрой" и внушая, что он - преступник. Так героический ветеран войны становится членом опасной банды и оказывается на бандитской "малине".
Вернется ли к герою память, сможет ли он порвать с преступниками? Какой ценой искупается роковая ошибка? Ответы на эти вопросы дадут отличные актеры и режиссер "Приступить к ликвидации" Борис Григорьев. Снова удивительно достоверный русский городок в первый послевоенный год, колоритные уголовники, суровые сотрудники органов - без театральщины и приемов "как в кино".
Сериалы в стиле послевоенного ретро сейчас в моде. Девушки с лицами моделей из СПА-центров и молодые люди спортивного телосложения наигранно изображают солдат, прошедших фронт, опытных оперативников, юных комсомолок 40-х. Смотришь - и не веришь в этот костюмированный бал-маскарад. Хотя...если у тебя за спиной "школа" ситкомов с развлекательных каналов, откуда же взяться мастерству вживания в роль?