Найти тему
Morpho Digital

Как подготовить макет к печати в типографии

Когда Вам необходимо что-то напечатать, будь то визитка, листовка или увесистый каталог, есть два пути. Обратиться для разработки макета в типографию (к дизайнеру, фрилансеру, другу который умеет и т.д.) или сделать всё самостоятельно. Мы НЕ будем настоятельно рекомендовать Вам использовать первый вариант. Но хотим напомнить, что эта простая на первый взгляд задача требует, как минимум, базовых знаний и навыков работы в графическом редакторе.

На практике, когда заказчики приносят нам свои макеты, мы часто сталкиваемся с одними и теми же распространёнными ошибками. Поэтому, для тех, кто хочет сделать всё своими руками, мы составили небольшой лайфхак, который поможет сэкономить деньги и нервы.

-2

Где и в каком формате верстать макет?

Подготовка макета к печати может осуществляться в разных программах. Это могут быть как векторные редакторы, такие как Adobe Illustrator или Corel Draw, так и растровые, например, Adobe Photoshop. Или любые другие, главное — формат на выходе. Наиболее предпочтительные — PDF, AI, PSD, EPS, CDR, TIFF (без сжатия). Забудьте про JPEG — формат, который существенно ужимает данные, что влечет за собой потерю качества. Напечатать с него, конечно, можно, но, скорее всего, Вы будете разочарованы результатом.

-3

Правило номер раз, два и три — масштаб, вылеты, безопасность

Всегда работайте в масштабе 1:1. Итоговый размер файла состоит из самой печатной области вашего макета + внешние отступы на обрез (обычно это по 3 мм. с каждой стороны). Это буфер, который будет обрезан в типографии. Резка никогда не бывает идеально ровной. Если эту область проигнорировать, по краям могут образоваться белые линии от бумаги. Будет не очень.

Еще один момент — зона безопасности. Это условный отступ от границ печатной области, только вовнутрь документа. Обычно тоже 3 мм. Это некий запас, куда не стоит помещать текст и другое важное содержимое. Например, если вы печатаете брошюру на скрепке, то рекомендуется отступать 10 мм. от края, чтобы скоба не пробила важную информацию. В каждом конкретном случае, отступы и вылеты стоит уточнить в типографии или у дизайнера.

На примере понять проще. Если Вам на выходе нужна визитка размером 90 х 50 мм., то необходимо использовать монтажную область 96 х 56 мм. При этом важную информацию стоит размещать в зоне безопасности размером 84 х 44 мм., т.е. по 3 мм. от края физического размера визитки.

-4

CMYK для типографии, всё остальное — для экрана

Существует множество цветовых моделей, RGB, CMYK, XYZ, Lab, HSB, HSV. Не будем забивать Вашу голову сложной технической информацией, важно запомнить одно — для экрана и интернета RGB, для печати — CMYK. Поэтому, создавайте макет для печати в CMYK изначально. Если вы набросаете все в RGB, а потом просто переведете содержимое в CMYK одной кнопкой, вы потеряете контроль над цветопередачей и получите на выходе цвета, отличные от тех, которые были изначально.

-5

Еще раз про цвет

Вообще, все основные косяки в готовой продукции связаны с тремя распространенными ошибками. Это неправильные размеры макета, плохое качество графики и проблемы с цветом. Клиент в печали, он хотел синий, а не фиолетовый, насыщенный черный, но никак не темно зеленый.

Уточните в Вашей типографии, какой цветовой ICC профиль они используют и выставите его в настройках программы, в которой делаете макет. Если выяснить это возможности нет, можно использовать профиль FOGRA39, по нему обычно калибруют оборудование в Европе и России. Coated или Uncoated — это бумага с покрытием (мелованная) или без.

Сумма красок

Следите за суммой красок. Бумага с разной плотностью и поверхностью по-разному впитывает краску. Чаще всего сумма красок (сумма показателей CMYK) должна быть не больше 280-300% (реже 320). Посчитать сумму красок можно в самой программе, или вручную. Если у вас С60 М93 Y85 С100 = 60+93+85+100=338, то есть вероятность брака на печати. Что чем большим количеством красок вы отобразите цвет в CMYK, тем темнее он получится на выходе.

-6

Правило черного

Про черный цвет стоит сказать отдельно. Большие объекты в макетах нужно делать составным черным, маленькие (например текст и линии) — простым (K:100). При печати часто происходит небольшое несовпадение цветов и если заливать текст составным черным он часто будет размытым.

-7

Шрифт

Все шрифты, которые Вы используете в дизайне, необходимо либо перевести в кривые (если у Вас небольшой макет), либо предоставить в типографию вместе с шаблоном. Имейте ввиду, шрифт, переведенный в кривые невозможно будет отредактировать. Соответственно, если вы печатаете визитку или флаер — смело кривите. Если это большой каталог или книга — прикрепляйте отдельно файл шрифта.

Не рекомендуется использовать очень мелкие (меньше 6 pt) шрифты, так как есть вероятность, что они плохо пропечатаются на бумаге.

-8

Разрешение

По-возможности, старайтесь использовать в макете качественную графику и картинки в высоком разрешении. Сам файл рекомендуется сдавать в типографию в разрешении не меньшее 300 dpi. Для широкоформатной печати этот показатель может быть ниже, нужно уточнять.

Что в итоге?

Если ужать все вышесказанное, то можно вывести некую условную формулу рабочего макета — масштаб 1:1, в формате PDF, + 3 мм. под обрез, CMYK, шрифты в кривых.

Не забывайте, каждый проект индивидуален. К одним применимы описанные выше общие рекомендации, другие необходимо согласовывать с дизайнером и типографией в обязательном порядке.

Если Вы не уверены в собственных силах, всегда можно обратиться в дизайн студию (например к нам :-) , рассказать, что Вы хотите и получить прогнозируемый результат, без негативных эмоций