Найти в Дзене
Обо всем

Бакалавриат и Магистратура (направление «Экономика»)

Что же из себя представляют эти две ступени высшего образования на практике ?

Бакалавриат

В 2011 году, многие специальности окончательно перешли на двухуровневую образовательную программу в ВУЗАх РФ. Большинство ВУЗов не успело перестроиться на новый лад и в связи с этим, пришлось максимально втиснуть программу уже бывшего специалитета в бакалавриат. На практике это выглядело как непоследовательный сумбур предметов, т.е. отсутствовала программа логичной последовательности изучения предметов, можно было изучить на втором курсе то, что лучше бы изучить на четвертом курсе.

В нашем ВУЗе было такое понятие как рейтинг, который складывался из посещения лекций и активной работы на практических занятиях, в связи с этим была реальная возможность получить 5 автоматом и не приходить на сессию. Но было одно но, которое немного шокировало по началу, а именно зубрежка лекций и пересказ соответственно, поскольку он являлся частью рейтинга.

Ну так вот, практического смысла в этой зубрежки не было, ведь для того чтобы зазубрить и сдать лекцию по одному предмету необходимо было забыть то, что ты сдал вчера по другому предмету, а таких предметов за семестр было около трех, четырех. Все остальные аспекты образовательной программы бакалавра экономики, такие как курсовые с расчетами и прочие расчетные задания на практиках, я описывать не буду, так как они проводились вполне доходчиво и не вызывали недоумения (как в случае с непрерывной зубрёжкой лекций).

Лекции, разумеется, тоже являются важной теоретической основой, но как я уже описал выше, практический непрерывная зубрежка не связанных между собой предметов, превращала все эти данные в кашу в конечном итоге. Не было какой-то логичной последовательности преподнесения необходимых предметов, к примеру, если параллельно в одном семестре изучать бухгалтерский учет и финансовый управленческий учет, информация будет запоминаться легче, так как два этих предмета пересекаются между собой ну и т.д. и т.п.

Что же касается срока обучения в 4 года. В нашем ВУЗе учеба длилась вплоть до последнего семестра четвертого курса (это как раз 4 года без малого), т.е. мы учились до конца апреля, в мае была преддипломная практика, а в конце июня защита ВКР, таким образом, на написания диплома давалось около 3 недель, после защиты практики. К слову специалисты по факту учатся 4,5 года и последние полгода они сдают госы и пишут диплом, таким образом, у них есть три месяца на написания диплома, против бакалаврских 3 недель (а ВКР бакалавра не сильно отличается от диплома специалиста) справедливости ради стоит отметить, что госы мы не сдавали. Это основные аспекты учебы в бакалавриате, но такая ситуация не во всех ВУЗах, везде свои аспекты, в зависимости от того какая у вас экономика прикладная или академическая, какие взгляды у преподавательского состава на все эти образовательные новшества и т.д. т.п.

Магистратура

Поступление в магистратуру (экономика) осуществляется по результатам теста по специальности. Первый набор будущих магистров был в диковинку для преподавателей, т.к. практических наработок в этой области не было, а только лишь теоретическое понимание, что магистратура это нечто среднее между специалитетом и аспирантурой. Учиться было не особо сложно, поскольку новых предметов было мало, они в основном опирались на научную составляющую, т.е. как правильно и где публиковать свои научные статьи по теме твоей будущей диссертации и какие-то исследовательские функции на примере возможностей анализа в Excel и различных экономических анализов. В магистратуре для допуска к защите необходимо обязательно публиковать свои статьи в научных журналах, как минимум одну, без этого никак. На написание магистерской диссертации тут как в специалитете отводится полгода, но по факту она пишется весь срок обучения (2года). Магистерская диссертация обязательно должна иметь научные наработки, как правило, это решается с научным руководителем.

Подводя итог можно отметить, что данный опыт был у первых бакалавров и магистров.

Сейчас, возможно, дела обстоят получше, хотя и в нашей учебе особо страшного ничего не было).