Ёжик шел по лесу, споткнулся о корягу и подвернул лапку. Чуть не плача от боли, он хотел было пойти к лесному санитару Муравью, чтобы тот его вылечил, но наступать на лапку было больно.
На счастье, мимо бежал Зайка. Увидев Ёжика, он вдруг охнул, схватил его и потащил вперед так, что лапке стало еще больнее.
- Ой-ой-ой! - закричал Ёжик - Что ты делаешь?
- Как что? Тебе помогаю. Тебе же трудно идти? Я готов довести тебя.
- Ты больно меня ухватил. Мне так не удобно, и лапу я так еще больше поврежу.
- Да? А как надо?
- Давай, я обопрусь на тебя, а ты меня придерживай. Пошли.
Они прошли примерно с четверть пути, когда Зайка вдруг сказал:
- Эх, бедный ты, бедный! Как тебя угораздило подвернуть лапу?
- Я споткнулся. Но с чего ты решил, что я бедный? У меня нора есть, а в ней запас еды на всю зиму. Так что я, может, побогаче тебя буду!
- Я не то имел в виду. У тебя лапка больная, а у меня здоровая, значит ты беднее меня и тебя нужно жалеть.
- И вовсе я не беднее тебя. Я же говорю, я сытый и довольный жизнью, даже если у меня болит лапа. Вот сейчас Муравей забинтует мне ее, и я пойду грибы собирать.
- Все равно - не унимался Зайка - мне тебя жалко.
Ёжик ответил не сразу. Сперва он отвернулся, подумал о чем-то своём, а потом сказал:
- Мне не нравится, когда меня жалеют. В этом случае я чувствую себя униженным. Как будто я хуже тебя, хотя на самом деле это не так. Мои дела идут хорошо, если не считать временной травмы.
- Но как же так - все еще не понимал Зайка - ведь у тебя лапа болит, а у меня нет, значит тебе хуже, чем мне. Тогда надо тебя жалеть.
- Меня не надо жалеть, обо мне надо заботиться - сказал Ёжик - понимаешь разницу?
- Э-э-э... Если честно, не очень.
- Сейчас объясню. Вот ты плохо видишь, все называют тебя косым, но я же тебя не жалею! Я могу помочь тебе рассмотреть траву или коренья, но отношусь при этом к тебе так же, как к себе. Вместо жалости я пытаюсь тебе помочь в тех ситуациях, когда тебе нужна помощь. Понимаешь, мы все разные. Один быстрее бегает, второй лучше слышит, третий зорче видит. Это не значит, что кто-то хуже. Мы равны в своем развитии, просто надо друг другу помогать, вот и все.
- А как помогать? Как я сейчас веду тебя к санитару?
- Совершенно верно. Только было бы лучше, если бы перед тем, как хватать меня и тащить вперед, ты бы спросил, нужна ли мне помощь и, если да, то какая. Ты хотел помочь, но так неуклюже поволок меня, что я напугался и чуть вторую лапу не повредил. А, вот, если бы ты спросил, то я бы сразу за тебя ухватился так, как мне удобно.
- Извини! В следующий раз учту.
- Ничего... Это ты меня прости, разворчался я что-то, вместо того, чтобы поблагодарить тебя за помощь. Ну, мы пришли. Вот уже и муравьиная горка. Я пошел на приём.
- Тебя подождать?
- Зачем? - не понял Ёжик.
- Как зачем? А если Муравей тебе лапу забинтует, то как ты домой пойдешь?
- А! Ты об этом! Благодарю, но не надо. Муравей мне костыли выдаст, до дома я сам доберусь. Ты лучше приходи сегодня ко мне в гости, на чай с козинаками. Ведь, если бы не ты, то я б до Муравья не дошел.
- Не стоит благодарности! Я уверен, ты на моем месте поступил бы так же. А за приглашение спасибо, я приду и сушек принесу к чаю.
И вечером они сидели в домике Ёжика, пили чай из чашек на блюдечках и вспоминали, с чего началась их дружба. Ёжику было так хорошо, что он даже забыл о больной лапке и думал только о том, как здорово, что у него есть такой друг, как Зайка.