Четыре года назад юношеская сборная России под руководством Дмитрия Хомухи выиграла серебро чемпионата Европы. В той команде были Головин и Баринов, Гулиев и Мелкадзе, Шейдаев и Жемалетдинов… #PPS вместе с тренером вспомнил героев Евро-2015.
«У испанцев выделялся Асенсио»
– Главное воспоминание о том турнире?
– В целом положительные эмоции. Изначально от того, что оказались в числе участников финального раунда. Пройти отбор, став одной из семи лучших команд – было очень непросто. Но мы одержали шесть побед и поехали в Грецию.
– И не просто поехали, но и выиграли там серебро. В 2015-м юношеская сборная России в первый и последний раз завоевала медали чемпионата Европы. Чем можно объяснить, что именно та команда смогла это сделать?
– Прежде всего – хорошим поколением игроков. Неслучайно за два года до этого наша сборная выиграла чемпионат Европы для 17-летних. Там был приобретен необходимый опыт, которым помог нам на более взрослом уровне.
Ребята были обучаемые и очень целеустремленные. Бойцы. Никто в облаках не витал, самоотдача всегда была стопроцентной. Хотели чего-то добиться – и получалось.
– Могли испанцев в финале обыграть? В группе-то с ними справились – волевая победа 3:1.
– Если честно, к концу турнира сил у команды почти не осталось. Из-за того, что при жеребьевке нас развели с Украиной, мы попали в один квартет с Испанией, Германией и Голландией. Хотя изначально должны были оказаться в другой группе. А тут, что ни соперник – то фаворит.
Голландцам первый матч проиграли 0:1 – не без помощи судей. Необоснованные свистки, все спорные решения трактовались в пользу соперника… Хотели даже апелляцию подавать, но это стоило денег. А у РФС тогда с финансами было очень плохо.
Потом – Испания. Проигрывали, но переломили ход матча. Получилось ловить их на контратаках. И, даже несмотря на удаление Ходжаниязова, довести дело до победы. Реализовали свои моменты, чего потом в финале сделать, увы, не удалось.
С немцами в 3-м туре сыграли вничью – 2:2, и с первого места вышли в полуфинал.
– Где разгромили хозяев-греков – 4:0!
– Да, и все это в невероятно тяжелых условиях – в жару. Нас, как правило, ставили играть в максимально неудобное время – когда в Греции было самое пекло. И, к сожалению, в финале физиологический ресурс команды был исчерпан. Слишком много сил было потрачено на пути к нему. На всю дистанцию нас просто не хватило. 0:2 – в последней игре. Ну и, конечно, соперник – испанцы – были командой очень высокого класса. Они потом на уровне молодежной сборной дважды чемпионат Европы выиграли.
– За Испанию на том турнире выступали Асенсио, Себальос, Борха Майораль, Вальехо. За голландцев - де Йонг, за немцев - Сане, Вернер, Керер, Та. Кто выделялся?
– Да все эти игроки, кого вы назвали. За французов еще в другой группе играли Коман, Павар и Лукас Эрнандес. Двое последних в прошлом году стали чемпионами мира. Если кого-то одного отмечать, то назову Асенсио. С точки зрения индивидуальных действий он выделялся. Неслучайно получил приз лучшему футболисту турнира.
«Головину отыграть два тайма не хватало сил»
– Вы после финала дали прогноз: «Трое ребят из нашей команды могут претендовать на выступление в сборной России на чемпионате мира в 2018 году». Но в итоге на домашнем ЧМ сыграл только Головин.
– Мне казалось, что хорошие шансы выступить на чемпионате мира есть у Баринова, Шейдаева и Митрюшкина. К этому были все предпосылки. Но, видите, как получилось.
– Что случилось с Митрюшкиным? Вы про него говорили: «На Антона у меня особые надежды – он может построить выдающуюся карьеру».
– Все вместе сказалось – и отъезд из «Спартака» в Европу, и череда травм. Поэтому сейчас немножко откатился. Но я знаю Антона как парня с характером. Ему всего 23 года. Все у него будет хорошо.
– Головин ведь не был лидером вашей команды?
– У нас вообще ярко выраженных лидеров не было. Была, скажем так, не команда звезд, а команда-звезда. Где один за всех и все за одного.
Костяк сборной составляли капитан Митрюшкин, Баринов, Шейдаев. Эти ребята вели за собой и никогда не подводили. Могли сыграть чуть лучше, чуть хуже, но, чтобы они вышли и не выложились на 100% – такого не было никогда. Именно это во многом и позволяло нашей команде добиваться результата.
Головин был равноценным игроком. Да, его лучшие качества сразу были заметны – техническое оснащение, игровое мышление… Правильное отношение к делу. То, что он будет востребован в российском футболе, и будет играть на хорошем уровне в топ-команде – в этом не было никаких сомнений.
В то же время ему тогда откровенно не хватало «физики». И отыграть два тайма было очень сложно. Саша ведь всегда выполнял большой объем работы. Поэтому, если выходил в стартовом составе, мы его потом, как правило, меняли.
– В том же финале с испанцами вместо него после перерыва вышел Зуев.
– У Головина тогда еще и желтая карточка была. Этот фактор мы тоже учитывали.
– В юношеской сборной за ним тоже этот грешок водился – завестись и карточек нахватать?
– Наоборот – в то время мы считали недостатком, что он не так активно проводит единоборства, и больше ориентируется на атаку. Говорили Саше: «Если ты чего-то хочешь добиться во взрослом футболе – надо меняться». Столь сильным был у него крен в сторону атакующих действий. Услышал, понял. Это парень всегда был с головой. Плюс в ЦСКА была благоприятная среда для развития – много опытных игроков, которые могли подсказать и направить.
– Каким видите продолжение его карьеры? Чего может добиться?
– Очень многого. Добавил в физическом плане и уже основной игрой национальной сборной. А ему всего 23.
– Если будет вариант с приглашением европейского топ-клуба, например, «Челси»…
– Обязательно должен соглашаться и ехать. Если и ставить перед собой, то только такие цели. Чтобы прогрессировать как футболисту. А потенциал, чтобы закрепиться в «Челси» и никому там не уступать, у него есть.
– Свободное время – это не секрет – Головин любит проводить за компьютерными играми. В юношеской сборной тоже геймерством увлекался?
– Не только он, это сейчас свойственно почти всем молодым игрокам. Но у нас строгое правило было – перед отбоем ребята до утра сдавали все телефоны, гаджеты и приставки. Конечно, с недовольством.
«Потеря Шейдаева – идиотизм»
– Гулиев всегда таким взрывным был?
– Да. У нас в команде много южных ребят собралось – они даже на тренировках проигрывать не любили. С Аязом отдельных разговоров на эту тему не было. Мы просто всем говорили: «Секундная эмоция может привести к тому, что вы подведете всю команду».
– Со временем спокойней станет?
– Думаю, что да.С опытом. Хотя полностью от своей горячности, конечно, не избавится. Это у него в крови. Темперамент такой.
– Мелкадзе сейчас в «Спартаке» никак забить не может.
– Считаю, что его надо, прежде всего, правильно использовать, чтобы он мог раскрыть весь свой потенциал. Нужно понимать, какие у футболиста есть возможности, и на каком месте он может принести максимальную пользу. Позиция Мелкадзе – инсайд с акцентом на атаку. Или второй форвард, если команда играет в два нападающих. Заставлять его выполнять большой объем работы – неправильно. Это несомненно скажется на качестве его атакующих действий. Проще говоря – не хватит ресурса, чтобы атаковать.
При этом стоит отметить, что оказаться в таком клубе как «Спартак» – уже определенное достижение. И то, что молодой российский футболист выходит на поле при такой высокой конкуренции со стороны дорогостоящих легионеров – уже плюс. Пусть даже и не всегда выходит на той позиции, которая для него оптимальна.
– Есть мнение, что Баринов – опорник сборной России на многие годы вперед.
– И я с этим мнением абсолютно согласен. Человек сам себя сделал – своим трудом, отношением к работе. Прекрасно понимая, что он не суперодаренный футболист с точки зрения технического оснащения, еще каких-то вещей, Дима всего добился полной самоотдачей. В каждом матче, на каждой тренировке, в каждом эпизоде. И такое отношение к профессии позволяет ему прогрессировать. Внутри России уже все титулы собрал!
Баринов подкупал еще и тем, что на него всегда можно было положиться. Иногда в случае необходимости в защите играл. Надо? Надо! Никаких вопросов и недовольства.
И не только он мог пожертвовать чем-то ради команды. Многие с травмами выходили. Иногда даже скрывали от тренеров факт повреждения, чтобы только сыграть. Говорю же – такое поколение. Бойцы.
– Жемалетдинов вернулся в «Локомотив» – и сейчас в основе. Может тоже в сборную попасть?
– Может. Все данные у него для этого есть. Хочу еще раз отметить – отличительная черта всех этих ребят, о которых мы говорим – почему они, собственно, и добились результата – все с самого начала прекрасно понимали, что просто так им никто ничего не даст. И с неба ничего не свалится. Всего надо добиваться своими силами.
– Шейдаев, отыграв в России за сборные всех возрастов, сейчас – форвард национальной сборной Азербайджана. Кто виноват?
– Прежде всего – агенты. Люди, которые его сопровождали, были в большей степени заинтересованы в этом, чем сам игрок. Который, будучи молодым парнем, еще не до конца понимал, что делает.
Это, конечно, потеря. С моей точки зрения, на сегодня это был бы самый перспективный футболист в сборной России на позиции центрального нападающего. Парень с характером, с мастерством, с потенциалом… Таких игроков у нас немного, чтобы так просто ими разбрасываться. И то, что форвард, который сыграл за юношескую сборную России на двух чемпионатах Европы, где стал в ее составе чемпионом и вице-чемпионом, так просто ушел – это, я считаю, откровенное упущение со стороны РФС. Проще говоря – идиотизм. Лично мне очень жаль, что Рамиль не сможет помочь нашей сборной.
– Чернов, Макаров, Ходжаниязов, Якуба, Безденежных, Гасилин… Все вроде бы играли в Премьер-лиге, но не закрепились. За кого особенно обидно?
– Да за всех. Но еще раз – больше всего за Шейдаева. И за его решение играть за Азербайджан.
По поводу того, что не все ребята закрепились… К сожалению, тут сложно прогнозировать – у кого пойдет во взрослом футболе, у кого нет. У каждого свои причины. Кто-то требования снизил, а футбол такого отношения к себе не прощает. У кого-то череда травм – и на прежний уровень уже не выйти. Кто-то попал в такую среду, где развиться тяжело… Все сугубо индивидуально.
– Еще одна ваша цитата из 2015-го: «Наш второй вратарь, Максим Рудаков из «Зенита», очень талантлив. Уверен, через год-два все будут говорить именно о нем, как о самом перспективном голкипере России». Прошло четыре года - не говорят.
– А я остаюсь при своем мнении – Максим еще может себя проявить. Его потенциал – место в тройке лучших вратарей страны. Сейчас он играет за финский ХИК, с которым выиграл чемпионат. У него все еще может получиться. По крайней мере, все предпосылки для этого есть.
«В первую сборную вместо Капелло? Предпосылок не было»
– С кем-то из той сборной общаетесь, поддерживаете связь?
– Стараемся контактировать. Когда наша юношеская сборная России в этом году вышла в финальный раунд чемпионата Европы, многие написали, поздравили. А перед самим турниром с помощью видеосвязи обратились к команде, пожелали успеха. Так и должно быть. Чтобы у подрастающего поколения был пример глазами – на кого равняться.
– В вашей команде сейчас – в юношеской сборной России 2002 года рождения - есть игроки такого же таланта, как Головин?
– Есть талантливые ребята и правильные по отношению к делу, но пока они еще очень молоды. И что из них получится – только время покажет. Будем надеяться. Но столько преград впереди…
– И последний вопрос. Правда ли, что вы тогда, в 2015-м, на волне успеха в юношеском футболе могли возглавить первую сборную России вместо Фабио Капелло?
– Нет. Была определенная шумиха по этому поводу и беспредметные разговоры, но предпосылок никаких.
Другие материалы читайте на сайте prostoprosport.ru
Подписывайтесь на наш канал в Дзене и не забывайте ставить лайк и оставлять комментарии, так мы понимаем, что вам нравится.