Это способ продажи на Озон при котором, продавец сам комплектует и упаковывает заказы и передает в службу доставки Озона.
В интерфейсе Озона этот способ называется Продажа со своего склада. Еще одно название – внутренняя терминология сотрудников Озон – FBS (fulfillment by seller по аналогии с fulfillment by ozon).
Как это работает
Первые шаги ничем не отличаются от продажи со склада Озон: нужно зарегистрировать компанию и создать карточки товаров.
Подключить услугу
Затем вам нужно подключить возможность продажи со своего склада. Для этого предусмотрена отдельная несложная процедура. Обращаетесь в поддержку с указанием данных склада и через пару дней услуга для вас будет включена. Подробнее можно почитать в справке Озона.
Забор Озон-ом или самостоятельная отгрузка
Вы можете выбрать чтобы курьер Озона сам забирал у вас заказы – платная услуга сейчас стоит 1000 рублей, а будет стоить 1400. Высокая цена связана с тем, что Озон отправляет за забором заказов отдельный автомобиль магистральной логистики, а не делает забор теми же курьерами, которые доставляют заказы покупателям.
Если у вас мало заказов, то лучше выбрать самостоятельную отгрузку в пункты приёма Озон. У Озона их сейчас 9 в Москве и 1 в Питере. Актуальную информацию можно опять же найти в справке.
Я выбрал именно самостоятельную отгрузку в пункт приёма Варшавский.
Настроить время на сборку заказа
Озон планирует забор товара в 13:00, к этому времени заказы должны быть собраны. Дальше вы должны понять сколько времени вам потребуется на сборку заказов. В моём случае это время минимально – 1 час. Но если вы доставляете товар с дальнего склада или закупаете его или даже производите (как некоторые книги на Озон) то время на сборку можно поставить больше – вплоть до 4 суток. Но конечно чем больше время на сборку заказа у вас, тем дольше общее время доставки покупателю. Это влияет на вероятность принятия решения о покупке вашего товара.
Загрузка остатков
При подключении отгрузки со своего склада у вас расширяются возможности в Личном кабинете продавца. Появляется раздел Заказы с моего склада и возможность загружать остатки товаров на своем складе.
Я не пользовался загрузкой остатков, а вводил их вручную из интерфейса. Если остатки часто меняются то в дальнейшем стоит использовать API.
Работа с заказами
Когда приходит заказ, Озон отправляет на почту письмо о новом заказе и во вкладке ожидают сборки появляется заказ.
Нужно собрать заказ и нажать кнопку собрать заказ, далее он переместится во вкладку ожидают отгрузки. Заказ должен быть упакован. Там можно распечатать маркировку. Каждый заказ нужно промаркировать – распечатать и наклеить на заказ бумажку с информацией о доставке и штрих-кодом посылки.
Когда все заказы собраны нужно распечатать сопроводительные документы, которые также как и маркировка генерируются Озоном в личном кабинете. В сопроводительные документы входит 2 акта и 3 товарно-транспортных накладных.
Передача заказов Озону
За заказами приезжает курьер до 18:00 или нужно привезти их в пункты приёма до 17:00. Первый раз я ездил сам, а потом отправлял курьера Достависта за 361 рубль.
Я сдавал заказы в сортировочный центр со всеми вытекающими: на проходную за мной пришел охранник, который довел до склада Озон. На складе я сдал заказ старшему смены и он подписал документы и вернул мне мою копию акта и ТТН.
Доставка покупателю
Дальше заказы доставляются покупателю и можно отслеживать их статус во вкладках раздела заказы с моего склада.
Возвраты также приедут на этот же пункт приема и их можно будет забрать по доверенности.
Для кого это подходит
Конечно, отгрузка со своего склада это дополнительный процесс, который нужно организовать. Кроме того я трачу еще 20-30 рублей на упаковку на каждый заказ и еще 361 рубль на доставку всех заказов в день. Но во многих случаях этот способ работы удобнее. Он подходит в следующих случаях:
1. Большой ассортимент товаров и небольшое количество остатков по каждой позиции – то есть неудобно "замораживать" остатки на складе озон. Либо остатков много, но ликвидность товаров низкая – редко покупают.
2. Непонятно как будут продаваться товары на Озоне и нужно протестировать спрос прежде чем привозить на склад. То есть любые эксперименты с товарами.
3. Товаров нет в наличии и их нужно покупать после получения заказа. Или товары нужно производить, как например книги печатают под заказ.
Что дальше?
Аналогичный способ отгрузки использует Goods.ru и планирует внедрить beru. То есть схема будет развиваться.
Все маркетплейсы имеют ограниченные мощности сборки заказов и они заинтересованы перекладывать сборку заказов на продавцов. То есть в последствии условия работы должны быть проще и выгоднее.
Как сделать отгрузку со склада продавца удобнее
Кажется, первое, что должен сделать Озон для более удобной работы, это наладить более удобный забор товаров у продавцов. Забор курьером должен быть дешевле, а пунктов приёма больше.
Например СДЭК или почта России имеют очень большую сеть приёма отправлений. При работе через СДЭК озон может даже не задействовать свою службу доставки.
Не так давно Озон перешёл с коробок на пакеты для упаковки части посылок. Такие пакеты проще в упаковке. Было бы круто передавать такие пакеты продавцам, чтобы гарантировать качество упаковки и поддерживать фирменный стиль.
Уверен у каждого продавца разный процесс комплектации заказов и нужно сделать разные варианты забора. Сейчас время забора с 13 до 18, а можно было бы сделать второй интервал – с 8 до 14.
Наверняка крупные продавцы используют свои системы для сбора заказов. Сейчас интерфейс Озона это рядом стоящий процесс. Это сложная задача, но в перспективе Озон должен встраиваться в рядовой процесс сборки заказов на складе продавца. Дело далёкого будущего.
__________
Задавайте вопросы в комментариях, подписывайтесь на канал, ставьте лайки и читайте также:
Тестирование идей на Озон
Доставка товаров на склады маркетплейсов
Подключение к Озон