В конце 19 века Аргентина усиленно приводила в порядок свои границы. На этой почве у нее был длительный пограничный спор с Чили. Обошлись без войны- но длительная гонка вооружений имела место быть. Только-только удалось договориться с Чили и заключить с ней соглашение 1902 года о прекращении гонки военно-морских вооружений, как Бразилия приняла новую морскую программу и заказала в Британии два дредноута. И Аргентина и Чили досрочно вышли из соглашения 1902 года.
Началась Южноамериканская дредноутная гонка. Если в начале 20 века аргентинский и чилийский флоты были самыми мощными и современными на континенте- то в ноябре 1906 года министр иностранных дел Аргентины заявил , что любой из новых бразильских кораблей способен потопить весь аргентинский или чилийский флот .Соседи считали бразильские дредноуты сильнейшими кораблями в мире на момент вступления в строй.
Доходило до идиотизма -в июне 1908 года очередной министр представил Конгрессу Аргентины план, согласно которому Бразилии предлагалось передать один из недостроенных дредноутов Аргентине. Это позволило бы уравнять силы флотов обеих стран. В случае отказа Аргентина должна была вручить ультиматум: невыполнение требования в течение восьми дней приведёт к началу вторжения аргентинской армии в Рио-де-Жанейро. К счастью после скандала в прессе прожектера отправили в отставку.
Денег у Аргентины тогда было меньше чем у бразильцев- и в обществе была сильная оппозиция таким значительным расходам как приобретение дредноутов.В итоге после неудачных попыток отговорить Бразилию от постройки линкоров или купить у нее один из двух строящихся кораблей ,закон о приобретении трех дредноутов все таки был принят.
Аргентина очень тщательно подошла к вопросу. Был обьявлен тендер -в котором приняли участие 15 компаний из США, Великобритании, Германии, Италии и Франции. Аргентинская делегация была очень придирчива-дважды проекты отвергались,а лучшие идеи включались в обновленное техзадание. Это совсем не понравилось конкурсантам-работа шла впустую. А после закладки первых супердредноутов типа "Орион" все требования были заново обнулены.В итоговом проекте концевые башни имели линейно-возвышенную схему размещения (как в США), средние башни — расположены у бортов по диагонали (как в Германии), схема бронирования — подозрительно напоминала английскую, а расположение энергетической установки — итальянскую схему с «Данте Алигери».
А контракт получили американцы,благодаря дешевой стали сделавших самое выгодное предложение.
Для смягчения ситуации Аргентина разместила в Великобритании, Франции и Германии заказы на постройку двенадцати эсминцев.
Корабли получили названия в честь аргентинских политиков.
Бернардино Ривадавия (полное имя Бернардино де ла Тринидад Гонсалес Ривадавия и Ривадавия, исп. Bernardino de la Trinidad Gónzalez Rivadavia y Rivadavia; 20 мая 1780, Буэнос-Айрес, Аргентина, — 2 сентября 1845, Кадис, Испания) — один из руководителей борьбы за независимость Южной Америки от испанского господства, в 1811—12 годах член Триумвирата — аргентинского правительства, первый президент Аргентины с 8 февраля 1826 по 9 августа 1827 года.
Морено (Moreno) Мариано (3.9.1778, Буэнос-Айрес, — 4.3.1811), аргентинский политический и общественный деятель, историк, борец за независимость Южной Америки от Испании.
«Ривадавию» заложили 25 мая 1910 года — спустя ровно сто лет со дня формирования первого аргентинского правительства,Первой хунты . «Морено» был заложен в день независимости Аргентины-9(др. данные-10) июля 1910 года . Строительство обоих кораблей заняло больше времени, чем обычно, а испытания также несколько раз затягивались после повреждения турбин на обоих линкорах. Официально постройка кораблей была закончена в декабре 1914 года и феврале 1915 года соответственно. Плавание „Морено“ в Аргентину не обошлось без происшествий: дредноут дважды садился на мель и потопил баржу по дороге.
Это были единственные линкоры построенные в США для другой страны.
В аргентинском контракте была предусмотрена возможность постройки третьего линкора при постройке бразильцами третьего дредноута.Газеты уже начали собирать деньги по подписке на его постройку,но бразильцы многократно отменяли и переносили постройку третьего корабля.
Два аргентинских линкора обошлись стране в 20 % её годового бюджета, не считая затрат на обслуживание
По сравнению с двумя «вероятными противниками» из Бразилии, которые были заложены всего на 2 года раньше, линкоры типа «Ривадавия» были намного более совершенными: быстроходнее, лучше бронированы, лучше скомпонованы, имели более высокий вес бортового залпа. 305-мм орудия фирмы «Bethlehem» — являлись версией модели Мк.7, разработанной этой же фирмой для американского флота.
«Ривада́вия» (ARA Rivadavia) Заложен 25.05.1910,спущен на воду 26.08.1911. Введён в эксплуатацию 27.08.1914 .Выведен из состава флота 1952. Утилизирован в 1957 в Италии
Водоизмещение-27 900 тонн (стандартное), 30 600 тонн (полное)Длина181,28 м.Ширина 29,985 м.
«Море́но» ( ARA Moreno) Заложен 09.07.1910,спущен на воду 23.09.1911. Введён в эксплуатацию март 1915 ,продан на металл 8.02.1956
Водоизмещение- 27 940 тонн (стандартное),30 600 тонн (полное).Длина 181,3 м,Ширина 30,0 м,Осадка 8,5 м.
3х турбины T3A «Кёртис», 18х котлов «Babcock & Wilcox», общей мщностью 39 000 л.с. (проектная мощность 45000 л.с., на испытаниях 39750 л.с. ) , Скорость 22,5 узла (проект- 23), Дальность хода: 7000 миль/15 узлов, 11000 миль/11 узлов. (после модернизации 8500 миль Экипаж-1130 человек,
Бронирование -
- Главный пояс: 280-102 мм, верхний пояс 203-229 мм;
- траверсы 254 мм;
- палуба 76 мм (главная), 38 мм (батарейная);
- башни: 305 мм (лоб), 229 мм (борт, тыл), 76 мм (крыша);
- барбеты: 305 мм;
- казематы 152-мм орудий 152 мм;
- рубка: 305 мм (носовая) и 229 мм (кормовая)
Вооружение-12 × 12" (305-мм) орудий 12 × 6" (152-мм) орудий 16 × 4" (102-мм) орудий,2 × 21" (533-мм)торпедных аппарата.
Модернизированы в 1924—1925 гг. Линкоры в процессе модернизации были переведёны на жидкое топливо. Переднюю решётчатую мачту при модернизации укоротили. Кормовая была заменена на трёхопорную, при этом водоизмещение линкора увеличилось на 1016 тонн. В результате мощность машин кораблей возросла до 45 000 л.с. Одновременно все 102-мм орудия демонтировали, а на освободившемся месте по бокам от концевых башен ГК установили зенитные 76-мм орудия.
Воевать аргентинским линкорам не пришлось,они выполняли функции демонстрации флага,присутствовали на международных мероприятиях.
Надо отметить -что содержались дредноуты на порядок лучше чем их бразильские оппоненты-и уже после войны продолжали совершать дружественные визиты.
Линкор «Ривадавия» прослужил в составе аргентинского флота четыре десятка лет, пройдя за это время всего лишь одну существенную модернизацию. В боевых действиях корабль не участвовал. Будни «Ривадавии» проходили в учениях и заграничных плаваниях. 3 октября 1941 во время учений, проходивших у берегов архипелага Огненная Земля, случилась крупнейшая трагедия в истории аргентинского флота. В условиях густого тумана произошло столкновение нескольких кораблей, в результате чего, эсминец «Корриентес» ( Corrientes) разломился и затонул, а крейсер «Альмиранте Браун» получил тяжёлые повреждения после того, как в него врезался «Ривадавия». С 1948 г. «Rivadavia» в море уже не выходил, в 1952 г. его разоружили, а команду расформировали, но официально корабль исключили из списков флота только 1 февраля 1957 г.
«Море́но» в 1920 году представлял Аргентину на торжествах по случаю открытия Панамского канала. На Спитхедских торжествах 1937 запомнился тем, что не смог встать на якорь способом «фертоинг»(на два якоря) и все торжества простоял на одном якоре. «Moreno» встал на прикол в 1949 г. и ряд лет использовался в качестве плавказармы и для размещения различных береговых служб. В 1955 г. во время революции линкор стал плавучей тюрьмой. В 1956 исключен из списков флота и продан на металл в Японию. Через Панамский канал отбыл к месту разборки.
Несмотря на то что в первой половине 20 века Аргентина была весьма экономически развитой страной(одно время считалась пятой экономикой мира) ,содержание линкоров было для ее бюджета весьма обременительным,а применения им так и не нашлось. С соседями удалось договориться-а от европейских разборок аргентинцы старались держаться подальше. Так что хотя дорогие и красивые игрушки прослужили чуть менее полувека,смысл их приобретения далеко не очевиден.
Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал!
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам