Узнаете этого человека? Совершенно верно, это -
Иван Андреевич был сугубо штатским человеком, но славу и популярность ему принесла война. Отечественная война 1812 года.
Он не сочинял военных песен и маршей. Он сочинял басни. Причем, можно сказать, что даже и не совсем сам сочинял, а переводил их с греческого, латыни и французского . Но у него получалось так складно, что легко запоминалось на слух даже неграмотными, которых тогда было большинство среди солдатам и крестьян. Но, самое главное, современники без труда узнавали то, что было представлено в этих баснях в иносказательной форме, как непосредственно связанное с идущей в то время Отечественной войной против французов во главе с Наполеоном.
Удивительно, но некоторые из басен крыловской "военной серии" предвосхищали будущие события. Так одна из самых популярных, "Волк на псарне", представляющая собой разговор старого, опытного псаря (руководителя охотничьей псовой своры) с загнанным матерым волком, расценивалась современниками, как иносказательный диалог русского фельдмаршала Михаил Илларионович Кутузов с Наполеоном. Но дело в том, что эта басня появилась еще до назначения Кутузова главнокомандующим русской армии! Хотя, подобное пророчество, скорее связано не с мистикой, а с тем, что русский император Александр I после прочтения этой басни, сделал то, на что она намекала.
Дошло до того, что, вступивший в должность главнокомандующего, Кутузов лично зачитал "Волка на псарне" перед войсками вместо боевого приказа перед сражением под Красным. При этом на фразе "Ты сер, а я, приятель, сед" он сняв фуражку и указал на свои седины.
Адъютант генерала Раевского Константин Батюшков (тоже известный поэт), служивший (тогда чиновники, как и военные, тоже служили) до войны одно время вместе с Иваном Андреевичем в Публичной библиотеке, в письме одному из общих знакомых писал: "Скажи Крылову, что в армии его басни все читают наизусть. Я часто их слышал на бивуаках с новым удовольствием".
А что по этому поводу думал противник? Не известно, знал ли Наполеон про популярность басен Крылова среди русских. Но в историю и военную науку вошло его утверждение о том, что "моральная сила соотносится с физической, как три к одному". То есть воодушевленный солдат в три раза сильнее такого же, но невоодушевленного. Вот эту моральную силу русской армии, которая помогла ей выстоять и победить в Отечественной войне 1812 года, а потом и добить агрессора во время Заграничного похода, и увеличивал своими произведениями великий русских поэт Иван Андреевич Крылов, чья слава и популярность в начале 20 века превосходила славу и популярность самого главного "светила русской поэзии" - Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).
И, что удивительно, по прошествии почти двух столетий, басни Крылова по прежнему легко читаются и запоминаются, и, что еще более удивительно, продолжают в иносказательной форме рассказывать о том, что происходит, и что, весьма вероятно, будет происходить в будущем...
Читайте на эту тему также "Кого из русских литераторов хотел повесить Пугачев?"