Замок - это не всегда суровая романская крепость с десятиметровыми каменными стенами и рвом с крокодилами. Иногда это романтические постройки в духе баварского Нойшванштайна, вот только до нашего ехать ближе.
Мошненский замок построил некий Георг фон Рейзевиц, вельможа при дворе Фридриха Великого. Он никогда не предназначался для обороны, это всегда было жилое здание, так что правильнее называть его дворцом. В середине XVIII века был построен дворец в стиле барокко, который стал центром будущего буйства эклектики. К XIX веку дворец перешел во владения семейства магнатов Тиле-Винклеров, а в 1896 году замок сгорел, дав повод для строительства. Восточную часть отстроили в начале 1900-х в стиле неоготики, а для западной выбрали неоренессанс и закончили к 1912 году.
Странная архитектура дворца породила множество домыслов. Никто точно не знает, почему в замке 99 башен - есть версии, что на сотой хозяину замка пришлось бы нанимать гарнизон, или всего в семье магнатов было 99 имений и каждая башня была посвящена одному из них. Как и в Крыжтопоре, в Мошненском замке 365 комнат, по числу дней в году.
В начале XX века обитатели замка нашли несколько более древних построек и погребов, а значит и до замка магнатов на этом месте существовали какие-то укрепления.
Замок посещал во время охот император Вильгельм II, к его приезду специально отстраивали западное крыло. Мировые войны он пережил почти без потерь - не считая всего внутреннего убранства, которое ушло из замка вместе с Красной армией. После войны и почти до начала XXI века в замке располагался санаторий. Сейчас здесь работает ресторан, гостиница, по восстановленным интерьерам дворца водят экскурсии, а в саду устраивают фестивали цветов.
Как сюда добраться
Дворец находится в Опольском воеводстве, в 35 км от самого Ополе. К замку ведет дорога №414.
Посещение обойдется примерно в 10 злотых, столько же стоит экскурсия.
P.S. Будете во дворце - передавайте приветы Белой Даме, несчастной гувернантке, которая сбросилась с одной из башен от безответной любви к хозяину дворца. Говорят, она все еще бродит где-то в саду.