Я сразу знал, какую обложку я не хочу. Обычно адвокатская деятельность классически ассоциируется с роскошной геральдикой и золотыми канделябрами. Но так как золоченые подлокотники в форме головы льва мне не по душе, то я представлял обложку в стиле бизнес-литературы: однотонно, контрастный цвет текста (никаких тиснений), ничего лишнего.
По договору с издательством дизайн обложки был на их стороне. Однако Тоня Сергеева, мой редактор с самого начала, отметила, что у дизайнеров издательства может не хватить времени на детальную проработку обложки, так как у них "всё на потоке". По факту работы с "Альпиной" это окажется не так, но тогда мы этого не знали. Поэтому Тоня нашла дизайнера сама.
Мы провели скайп-кол, я описал дизайнеру идеи книги, тезисы и ключевые слова. Дизайнер пообещал прислать референсы. И пропал.
Вскоре выяснится, что у дизайнера случился творческий кризис, и он перестал коммуницировать с внешним миром. Творческие люди прекрасны. Обожаю их.
Я обратился за помощью к своей подруге, Ире Вакаловой, дизайнеру из РБК. К моменту появления Иры у меня уже сформировалась идея о том, как должна выглядеть обложка: на фоне изображён интерфейс текстового редактора, а по правой стороне множество комментариев с исправлениями - зрелище, навевающее тоску на большинство нормальных людей.
Так как это кусок экрана, то по краям монитора ещё видны стикеры, при этом и на стикерах, и в комментариях написаны основные темы книги.
Я набросал эскиз в блокноте, пока ждал в аэропорту посадки. Вот, что у меня получилось:
Через несколько дней я воссоздал эту обложку на реальном ноутбуке и сделал фотографию.
Кстати "простым языком" - это по-моему я и писал так первоначально. А моя жена Даша Гриц сказала, что не надо примитива: это не простой, а понятный язык. Так что это в итоговом варианте - заслуга Даши. Но тогда мы обсудили в нашей группе и решили пока оставить "человеческий язык". Нам казалось это колоритнее.
В итоге эта обложка ещё со старым названием в исполнении Иры выглядела так:
Она мне очень нравилась. Я до сих пор очень сильно благодарю Иру за нее. Мне - по душе.
Возможно комментарии стоило сделать крупнее, но в целом круто же.
Я отправил эту обложку в издательство и получил: никому в редсовете не понравилось. Я очень расстроился. При этом помнил, что по договору за издательством последнее слово и по названию, и по обложке. Всё усугублялось тем, что мне был недоступен редсовет, я не мог с ними пообщаться напрямую, а контактировал только через руководителя проекта, которая констатировала мне уже факты: "не поддержали". Я в тот момент напрягся жестко и ждал, что сейчас совсем со мной не будут разговаривать и примут решения, "уведомив меня" о названии и обложке моей книги. Но всё оказалось не так плохо.
Во-первых, меня пригласили на редсовет, и я вживую мог аргументировать издательству, что мне хотелось бы получить. Там меня поддержал арт-директор Альпины Юрий Буга. За что ему огромное спасибо.
Во-вторых, издательство реально вело конструктивный диалог, заслуга Юрия в том, что он правда пытался меня услышать, предлагал разные варианты, мы даже создали чат в месседжере ФБ на троих: я, Юрий и Ира, чтобы обсуждать все это дело. Было тяжело. Мне совсем непонятно. Но Юрий и Ира шли к намеченному.
Первый вариант, который дало издательство (еще до нашей встречи на редсовете) было вот таким:
К такому эскизу у меня было много вопросов. Во-первых черно-золотой - мне не хотелось такого сочетания в моей книге. Во-вторых фотография. На этот макет я ответил "Я же вам не Лабковский, вы чего решили мою фотографию-то вставить? Убирайте".
Дальше было много переговоров на тему "Вставлять ли лицо автора на обложку". Я не хотел. Все по кругу говорили "надо". По ходу дела я проводил еще небольшой custdev для книги - брал интервью у предпринимателей-читателей (об этому будет отдельная заметка), короче они мне тоже сказали про позитивность наличия фото автора, и я согласился.
Потом было много разных вариантов обложек с моим лицом:
Эта фотография для обложки мне нравилась больше, чем действующая. Поэтому крутили варианты с ней.
Дальше начали двигать голову в разные стороны и укрупнять текст, потому что в таком варианте он попадал на лицо
Траурненько. Но мне нравилось размытие ворота сорочки и галстука.
Эта обложка, как мне кажется, очень похожа на Бойцовский клуб Чака Паланика. В принципе, юриспруденция в России недалека от событий известной книги и это сравнение мне даже нравилось)
А вот, например, самый первый проект обложки от редактора Тони Сергеевой:
Потом от Максима Ильяхова, второго присоединившегося редактора, был вариант с текстом на обложке:
Вообще мне очень повезло с командой, которая работала над книгой. У ребят невероятное чувство юмора.
В течение нескольких месяцев мы проработали много вариантов обложек. Меня уже немного подташнивало от них, честно вам скажу.
Как видите с названием мы не определились, поэтому обложки создавались "кто во что горазд".
Были еще прикольные обложки без моей фотографии (они появились на начальном этапе с объяснением автора дизайна):
Мы отсматривали, спорили, обсуждали, "брали паузу", но и сами, и с издательством не сходились в одном мнении.
Потом были эскизы от Иры с фото. Но так как по ее мнению подходящих фото у меня не было, но там были всякие мужики))
И если бы какая-то из них нам внутри или издательству после нас понравилась, мы бы сделали специальную фотосессию. Чтобы я был похож на Джорджа Клуни, видимо.
Ненавижу фотографии, где я вот так задумчиво закрываю рот рукой и щурю глаза. У меня такие есть, если что. Буэ.
Потом была серия, как я ее называю, "Гриц Дима и Жизнь замечательных людей" или "Гриц Дима и сборник его стихов".
Я обязательно возьму себе что-то на обложку, когда напишу стихи. С разрешения автора макета, конечно.
Вот еще из той же серии, но чуть серьезней.
Если вы считаете, что у меня больная фантазия, может быть. Но вот вам пруф.
Вот такие позитивненькие были:
Эта фотография мне тоже больше нравилась, чем нынешняя:
А потом пришел вариант от издательства. Он мне в целом понравился.
За исключением: фотографии, названия с маленькой буквы и еще раз фотографии. Попросили немного поправить, стало по-моему лучше.
После этого пришла Ира, увидела последний вариант, разнесла в пух и прах "непонятные плашки". И сказала, что я тут натворю делов без нее, и она берет все под личный контроль. Вообще мне та обложка нравилась (еще раз: кроме фото), но Ире я доверяю в высшей степени, у нее прекрасное чувство стиля и вкус, и вообще она мой проводник в мир дизайна. Поэтому стали крутить дальше.
В ходе долгой беседы Иры и Юрия в итоге пришли вот к этому варианту:
Юрий сказал, что при печати будет красивый бронзовый цвет и всё будет здорово.
Какой бы обложка не получилась в итоге, теперь вы знаете тот "путь", который нам пришлось пройти при ее создании.
Через пару дней появится еще одна заметка про команду, которая работала над книгой. А пока подписывайтесь.
Вот первая статья про название книги. А вот ссылка на предзаказ книги. Там по промокоду "адвокат" скидки раздают. Везде бы так. В России.