Найти тему
Дмитрий Гриц

Обложка всему голова, или голова на обложке

Я сразу знал, какую обложку я не хочу. Обычно адвокатская деятельность классически ассоциируется с роскошной геральдикой и золотыми канделябрами. Но так как золоченые подлокотники в форме головы льва мне не по душе, то я представлял обложку в стиле бизнес-литературы: однотонно, контрастный цвет текста (никаких тиснений), ничего лишнего.

По договору с издательством дизайн обложки был на их стороне. Однако Тоня Сергеева, мой редактор с самого начала, отметила, что у дизайнеров издательства может не хватить времени на детальную проработку обложки, так как у них "всё на потоке". По факту работы с "Альпиной" это окажется не так, но тогда мы этого не знали. Поэтому Тоня нашла дизайнера сама.

Мы провели скайп-кол, я описал дизайнеру идеи книги, тезисы и ключевые слова. Дизайнер пообещал прислать референсы. И пропал.

Вскоре выяснится, что у дизайнера случился творческий кризис, и он перестал коммуницировать с внешним миром. Творческие люди прекрасны. Обожаю их.

Я обратился за помощью к своей подруге, Ире Вакаловой, дизайнеру из РБК. К моменту появления Иры у меня уже сформировалась идея о том, как должна выглядеть обложка: на фоне изображён интерфейс текстового редактора, а по правой стороне множество комментариев с исправлениями - зрелище, навевающее тоску на большинство нормальных людей.

Так как это кусок экрана, то по краям монитора ещё видны стикеры, при этом и на стикерах, и в комментариях написаны основные темы книги.

Я набросал эскиз в блокноте, пока ждал в аэропорту посадки. Вот, что у меня получилось:

Через несколько дней я воссоздал эту обложку на реальном ноутбуке и сделал фотографию.

-2

Кстати "простым языком" - это по-моему я и писал так первоначально. А моя жена Даша Гриц сказала, что не надо примитива: это не простой, а понятный язык. Так что это в итоговом варианте - заслуга Даши. Но тогда мы обсудили в нашей группе и решили пока оставить "человеческий язык". Нам казалось это колоритнее.

В итоге эта обложка ещё со старым названием в исполнении Иры выглядела так:

-3

Она мне очень нравилась. Я до сих пор очень сильно благодарю Иру за нее. Мне - по душе.

Возможно комментарии стоило сделать крупнее, но в целом круто же.

Я отправил эту обложку в издательство и получил: никому в редсовете не понравилось. Я очень расстроился. При этом помнил, что по договору за издательством последнее слово и по названию, и по обложке. Всё усугублялось тем, что мне был недоступен редсовет, я не мог с ними пообщаться напрямую, а контактировал только через руководителя проекта, которая констатировала мне уже факты: "не поддержали". Я в тот момент напрягся жестко и ждал, что сейчас совсем со мной не будут разговаривать и примут решения, "уведомив меня" о названии и обложке моей книги. Но всё оказалось не так плохо.

Во-первых, меня пригласили на редсовет, и я вживую мог аргументировать издательству, что мне хотелось бы получить. Там меня поддержал арт-директор Альпины Юрий Буга. За что ему огромное спасибо.

Во-вторых, издательство реально вело конструктивный диалог, заслуга Юрия в том, что он правда пытался меня услышать, предлагал разные варианты, мы даже создали чат в месседжере ФБ на троих: я, Юрий и Ира, чтобы обсуждать все это дело. Было тяжело. Мне совсем непонятно. Но Юрий и Ира шли к намеченному.

Первый вариант, который дало издательство (еще до нашей встречи на редсовете) было вот таким:

-4

К такому эскизу у меня было много вопросов. Во-первых черно-золотой - мне не хотелось такого сочетания в моей книге. Во-вторых фотография. На этот макет я ответил "Я же вам не Лабковский, вы чего решили мою фотографию-то вставить? Убирайте".

Дальше было много переговоров на тему "Вставлять ли лицо автора на обложку". Я не хотел. Все по кругу говорили "надо". По ходу дела я проводил еще небольшой custdev для книги - брал интервью у предпринимателей-читателей (об этому будет отдельная заметка), короче они мне тоже сказали про позитивность наличия фото автора, и я согласился.

Потом было много разных вариантов обложек с моим лицом:

-5

Эта фотография для обложки мне нравилась больше, чем действующая. Поэтому крутили варианты с ней.

-6
-7

Дальше начали двигать голову в разные стороны и укрупнять текст, потому что в таком варианте он попадал на лицо

-8

Траурненько. Но мне нравилось размытие ворота сорочки и галстука.

-9

Эта обложка, как мне кажется, очень похожа на Бойцовский клуб Чака Паланика. В принципе, юриспруденция в России недалека от событий известной книги и это сравнение мне даже нравилось)

А вот, например, самый первый проект обложки от редактора Тони Сергеевой:

-10

Потом от Максима Ильяхова, второго присоединившегося редактора, был вариант с текстом на обложке:

Не сесть. Главный вопрос предпринимателя в России
Не сесть. Главный вопрос предпринимателя в России

Вообще мне очень повезло с командой, которая работала над книгой. У ребят невероятное чувство юмора.

В течение нескольких месяцев мы проработали много вариантов обложек. Меня уже немного подташнивало от них, честно вам скажу.

-12
-13
-14
-15

Как видите с названием мы не определились, поэтому обложки создавались "кто во что горазд".

Были еще прикольные обложки без моей фотографии (они появились на начальном этапе с объяснением автора дизайна):

-16
-17
-18
-19

Мы отсматривали, спорили, обсуждали, "брали паузу", но и сами, и с издательством не сходились в одном мнении.

Потом были эскизы от Иры с фото. Но так как по ее мнению подходящих фото у меня не было, но там были всякие мужики))

-20

И если бы какая-то из них нам внутри или издательству после нас понравилась, мы бы сделали специальную фотосессию. Чтобы я был похож на Джорджа Клуни, видимо.

-21
-22

Ненавижу фотографии, где я вот так задумчиво закрываю рот рукой и щурю глаза. У меня такие есть, если что. Буэ.

Потом была серия, как я ее называю, "Гриц Дима и Жизнь замечательных людей" или "Гриц Дима и сборник его стихов".

-23
-24
-25

Я обязательно возьму себе что-то на обложку, когда напишу стихи. С разрешения автора макета, конечно.

Вот еще из той же серии, но чуть серьезней.

-26
-27

Если вы считаете, что у меня больная фантазия, может быть. Но вот вам пруф.

-28

Вот такие позитивненькие были:

Эта фотография мне тоже больше нравилась, чем нынешняя:

-29

А потом пришел вариант от издательства. Он мне в целом понравился.

-30

За исключением: фотографии, названия с маленькой буквы и еще раз фотографии. Попросили немного поправить, стало по-моему лучше.

-31

После этого пришла Ира, увидела последний вариант, разнесла в пух и прах "непонятные плашки". И сказала, что я тут натворю делов без нее, и она берет все под личный контроль. Вообще мне та обложка нравилась (еще раз: кроме фото), но Ире я доверяю в высшей степени, у нее прекрасное чувство стиля и вкус, и вообще она мой проводник в мир дизайна. Поэтому стали крутить дальше.

В ходе долгой беседы Иры и Юрия в итоге пришли вот к этому варианту:

-32

Юрий сказал, что при печати будет красивый бронзовый цвет и всё будет здорово.

Какой бы обложка не получилась в итоге, теперь вы знаете тот "путь", который нам пришлось пройти при ее создании.

Через пару дней появится еще одна заметка про команду, которая работала над книгой. А пока подписывайтесь.

Вот первая статья про название книги. А вот ссылка на предзаказ книги. Там по промокоду "адвокат" скидки раздают. Везде бы так. В России.