Найти тему
Большая перемен@

1967 vs 2019: как изменились ученики и система образования?

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Анита Матренина

Времена меняются, на смену одним проблемам приходят другие, более значимые, но один вопрос интересует людей всегда и, надеюсь, будет интересовать еще долгое время. Это образование! С каждым годом оно меняется, происходят значимые перемены. Многие из них несут положительный характер, но, увы, не все. Некоторые считают, что на этот фактор влияет поколение. Но так ли это?

С начала 2000 года поколение изменилось, образование, следовательно, тоже. В связи с этим люди начали обсуждать такие темы: как изменилась система образования за годы и чему научат их детей в школах и высших учебных заведениях? Какие перемены вошли в нынешнюю систему образования? Это стало самой обсуждаемой темой в 2019 году, когда в образование ввели цифровизацию.


Но чтобы правильно и абсолютно точно ответить на эти вопросы, не стоит ли узнать, а что было до введения новшеств в систему образования?

В 1967 году Эльконин Даниил Борисович, советский психолог, вместе со своей командой начал исследование о школьниках того времени. В этом исследовании он основывался на психологии детей подросткового возраста: как они реагируют на смену обстановки, переходя в среднюю школу? Для этого эксперимента был выбран 5 и 6 класс. Он был проведен удачно, более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: первые — ученики не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения; вторые и третьи — признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано. Вот к чему пришли психологи того времени. Теперь же этот эксперимент повторили только уже с учениками нынешнего поколения.
И было выявлено, что дети того времени в возрасте 12-15 лет хотели казаться взрослыми больше, чем наше нынешнее поколение, которое просто не видит смысла в том, чтобы отказаться от всех благ детства. На это все влияет обстановка, в которой идет развитие. В наше время система образования основана не только на посещении школы или другого учебного заведения. Но и дополнительно идут курсы, чаще всего технологические или языковые.

Поэтому у детей просто нет свободного времени, все время они занимаются самообразованием, но для этого огромную роль для них имеет интернет.

В постсоветское время у детей тоже была возможность посещать кружки, но они сами могли выбрать: будь то танцы или же шахматы, никаких технологий (как сейчас) не было.

Исследования были закончены. И теперь мы точно можем сказать, какая же разница между поколениями, влияет ли это на образовательный процесс нынешнего поколения.

У школьников, как выяснилось, абсолютно разное отношение к преподавателю. Школьники 1967 года видели в преподавателе авторитетного человека и стремились быть похожими на него. Что не сказать про учеников 2000 годов. В связи с появлением интернета и разных источников знаний в нем, ученики все чаще стали критически оценивать преподавателей и показывать им их ошибки в преподавании того или иного предмета.

Отношение к учебе тоже кардинально изменилось. Школьники 1967 года осознано подходили к учебе и сами решали, что им нужно, а что нет. Выбор был за ними. Кто-то учился, кто-то же нет. Дополнительные занятия для своего время провождения они выбирали сами, основываясь на том, что им действительно нравится или что им более-менее близко. Они были самостоятельны, сами принимали решение, за которое могли ответить.
2000-ники же следуют мнению родителей, не желают сами решать свои проблемы, они живут своими детскими идеями и мечтами. Они не отвечают за свои слова и ведут себя легкомысленно, но их мнения основываются на мнении их родителей. То же относиться и к доп. кружкам. Они идут туда, куда отправят их, не имея своего личного мнения чаще всего.

-2

Но при этом стоит учитывать и жизнь вне школьного заведения, чтобы увидеть картину глобально. Дети 1967 года имели не только обязанности учиться, но и другие бытовые заботы, которые они должны были делать по дому. Что отсутствует у 2000: они должны лишь учиться и только учиться.
Но надо учитывать и то, что это статистика, и она имеет свойство меняться.

Теперь мы ответили на самый первый вопрос, который интересовал многих родителей. Влияет ли поколение на образование? Да, влияет потому что со временем меняется быт и жизнь людей, что нельзя не включить сюда.

Но как же изменилась система образования?

Со времен СССР полностью поменялась жизнь людей. Было открыто очень много нового нашими ученными. А новшество всегда вело к переменам. Тоже самое случилось и с нашим образованием. Были введены новые предметы — сначала сильных изменений не было. Но начиная с 2016-2017 года в образовании произошел взрыв, который принес огромные изменения. Министерство образования различных стран провело цифровизацию. Что же это такое и какие перемены она принесла в образовательный процесс?

Цифровизация — это переход предприятий с бумажной работы на ПК. То есть персональный компьютер. С каждым годом техника становится все лучше и лучше, в связи с этим все переводят на ПК, школы в том числе.

Что же принесет цифровизация нам?

Платформа открытого образования представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из систем дистанционного обучения, телеконференций и вебинаров, образовательных курсов, комплекса проведения онлайн-уроков, объектно-ориентированного программирования, робототехники, 3D-моделирования и печати, удаленной сдачи и приема экзаменов. И многое другое. Теперь уроки могут проходить отдаленно через интернет.

Теперь можно создавать виртуальные классы, где люди, которые не могут посещать занятия по той или иной причине, смогут получить образование и диплом. Появляется огромное количество курсов, где предоставляется информация на разные темы. От начальной школы до бакалавриата. Все журналы, документация и тесты переходят в электронный формат. Для удобства преподавателей и учеников. В связи с цифровизацией во всех школах с 1 класса вводится информатика и основы программирования. Чтобы нынешнее поколение могло спокойно разбираться в ПК и имело привилегии в будущем. Ранее информатика преподавалась только с 5 класса, что привело многих подростков к незнанию очень многого о персональном компьютере. Теперь же эту проблему решают. Кроме того, детей будут активнее вовлекать в робототехнику.

В настоящее время более чем в 3000 школах и дворцах школьников введен элективный курс по робототехнике. Планируется довести охват до 100%. На уроках школьники (начиная с начальной школы!) должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми.

Именно это и стало проблемой цифровизации образования. Не в каждом учебном заведении есть столько техники для каждого ученика. Поэтому процесс резко замедлился, а учебные заведения стали закупаться новейшими технологиями, но, увы, не все. Многих школ до сих не коснулся этот процесс, образование там ни чуть не изменилось.
С каждым годом открывается огромное количество интернет-ресурсов, которые предлагают нам онлайн-обучение и курсы на самых разных языках. Начиная с бесплатных и заканчивая платными. Благодаря этим ресурсам многие дети и даже взрослые смогут получить дополнительное образование, не покидая дом. Люди смогут пройти огромное количество курсов, которые они не смогли посещать по той или иной причине. Все смогут самообразовываться благодаря новым ресурсам нашего времени.
Например, самыми популярными бесплатными платформами на русском языке стали:

  • Academy.yandex.ru
  • Geekbrains.ru
  • Stepik
  • Coursera

Все эти интернет платформы являются наиболее популярными среди людей, владеющих русским языком.

Существует еще больше платформ на английском вот некоторые из них:

  • Datacamp.com
  • Dataquest.io
  • Datamonkey.pro
  • Generalassemb.ly
  • Onemonth.com
  • Platzi.com

Звучит заманчиво, но все ли так красиво как нам преподносят.

Какие недостатки принесет нам цифровизация образования?

1.Непроверенные технологии.
2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.
4.Экранная зависимость.
5.Снижение социальных навыков.
6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.
7. Использование WI-FI в школах. Электромагнитное излучение.
8. Проблемы с речевым развитием у детей.
9. Проблемы со зрением.
10. Компьютерная, игровая зависимость.
11. Отказ от бумажных учебников.
12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей
14. Зарубежный опыт цифрового образования.
15. Чего ждать учителям?
16. Чипизация.

Все это может появиться после цифровизации. А самое главное — это то, что может вернуться Кастовость. Изначальное неравенство: одни — творцы, другие — «заложники компьютера». Отсюда — индивидуальные траектории развития и ставка на «одарённых детей». Одним — «человеческое обучение», другим – дистанционное, онлайн обучение.
Обучение в школах с реальными учителями смогут позволить не все. Потому что со временем оно станет баснословно дорогим. И, как будут считать многие, нереспектабельным, но так ли это на самом деле?
Но как и в любой системе везде есть свои + и — . Мы описали все недостатки, но забыли упомянуть достоинства.


Что же положительного принесет с собой реформа 2020 года?

1. Исчезнет личная неприязнь преподавателей к ученикам.
2. Дети станут более самостоятельными. Цифровизация образования рассчитана на то, что ученики должны сами решать те или иные вопросы.
3. Мы шагаем в будущее.
4. Преподавателям станет намного проще вести занятия. У них появится возможность дополнительного заработка через интернет-курсы, которые они смогут преподавать через интернет-ресурсы.
5. Бумажная волокита уйдет на 2 план. Вместо бумажной документации учителя смогут работать через интернет. Обязанностей станет меньше. Но роль преподавателя не поменяется.
6. Экономия. В связи с цифровизацией можно будет экономить на бумагах, учебниках, прочих мелочах.
7. Детям не придется носить каждый день портфели, которые могут весить от 2 до 4 кг.
8. Дети, у которых имеются те или иные заболевания, из-за которых они не могли нормально получить образование, теперь откроют для себя этот замечательный мир.

Еще имеется очень много плюсов, которые я здесь не перечислила. Но это очень огромные изменения, которые ведут к последствиям. С введением цифровизации очевидно, что необходимо переосмыслить подходы к образовательному процессу.

В связи с этим во всех странах, где устанавливается новая система образования, было решено ввести ЕФОМ. ЕФОМ — единые федеральные оценочные материалы, а если на общедоступном языке — это аттестация, которую должны пройти все преподаватели, начиная с начальной школы и заканчивая высшими заведениями. Как нам рассказывают, эта аттестация необходима для роста преподавателей в стране. Но на самом деле ЕФОМ создали для оценки квалификации педагога. Как заявляли ранее официальные лица, часть учителей не могут выполнять свою работу, так как сами не владеют предметом в достаточной степени. А обосновывают они это тем, что в последнее время результаты ЕГЭ становятся все хуже и хуже. Оцениваться будут не только знания, но и методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. Официально эту аттестацию обещают ввести в 2020 году. Но в октябре 2018 года было решено провести пробное тестирование, в котором приняло участие 19 российских регионов, в числе которых 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов. Это новая система аттестации уже через год станет обязательной для 1 500 000 педагогов. Результаты пробной аттестации уже через некоторое время опубликовали в СМИ. Результаты оказались неудовлетворительными. Как рассказывают СМИ, 48% преподавателей математики и информатики не справились с тестом, экзамен также не сдали 28% учителей истории, экономики, русского языка и литературы.
Что же думают сами преподаватели про цифровизацию образования, и о ЕФОМ?
Нужно ли ЕФОМ?

Как ни странно, мнения разделились. Одни считают, что ЕФОМ необходимо для роста и квалификации преподавателей в учебных заведениях. Преподаватели в некоторых школах положительно отнеслись к реформе. Один из таких отзывов в сети опубликовала учитель истории: «Я из числа тех, кто в режиме апробации проходила тестирование ЕФОМ по истории. Общее впечатление — очень сложно». Другие же отнеслись негативно к новому ввиду аттестации. Анна Сергеевна — преподаватель русского языка и литературы с двадцатипятилетним стажем — считает новую систему «бредом», который убьёт школы. А что же все-таки думают преподаватели про саму цифровизацию? Эту тему обсуждали на каждом шагу, все преподаватели настолько увлеклись, что она была на 1 месте во всех рейтингах.

Мы, родители наших учеников, думаем, что этот вопрос актуален на сегодняшний день и для многих педагогов, проживающих на территории Российской Федерации. Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников.

По словам многих педагогов, компьютерные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет. Родители и преподаватели отнеслись к этому позитивно и нашли очень много привилегий, которых не было ранее в учебных заведениях, но, увы, не все.

Около 80% преподавателей считают именно так. 10% относятся негативно к переменам и еще 10 % относятся нейтрально. Эта тема достигла такого пика, что Ржевская Анастасия написала стихотворный отрывок на эту тему.

Он звучит так:

Все люди должны развиваться
Сквозь сайты и ссылки в сети.
Искать, фильтровать, пресмыкаться,
Кажись, человеком расти!
Чтоб человек с сожалением видимым
С большого цветного экрана,
Посетовал: люди — «слепые»,
Ведь им информации «мало».
А каменный век, исчезая,
Не создал железные трубы.
Эрозия труб не святая,
Ума не приносит людям.
И цифры с бумагой ничтожны,
И Русь от края до края,
В бараках читает с «Айфонов», что присылают с Китая.
Зачем в Европу нам ехать?
До Крыма уже не добраться.
Посмотришь о сем в интернете
И знающим будешь казаться!
Заменит ли Интернет человека?
Вопрос поднимаем не малый!
Живого общенья,
эмоций и смеха —
Не думаю, так не считаю!

Многие учителя высказывают свое мнение и по сей день. Но в любом случае процесс цифровизации неизбежен. Теперь все зависит от нас, как мы подойдем к этому.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»