Этот блог посвящен тому, как одеты книжные герои. И сегодня мы поговорим о том, что носят обедневшие дворянки, служащие "институтской тапёршей в жалком городе, который всегда ненавидела" или вышедшие замуж за первого встречного ради денег или от безысходности. Тонкие и удивительно живо передающие "аромат антоновских яблок" или полумрак старинных залов разоренных поместий - эти рассказы Бунина были написаны не в эмиграции, а по горячим следам, в начале 1910-х годов. Всего лет на восемь-десять позже, чем был впервые издан чеховский "Вишневый сад".
Удивительную смесь нарядов ушедших и нынешних времен дает автор в рассказе "Последнее свидание". Вера вечером одета в тонкую, единственную и лучшую сорочку, ножка ее обута в дорогую туфлю. Но видно, что эти вещи - последние остатки былой роскоши туалета хозяйки, да и, пожалуй, всей усадьбы.
"Вера вышла на крыльцо в дорогой и лёгкой, но уже ветхой, старомодной шубке и в летней шляпке из чёрной соломы с жёсткими, ржаво-атласными цветами". Напомним, что погоды уже совсем не летние: за ночь крыльцо подёрнулось инеем.
Так как Стрешнев и Вера возвращаются в воспоминаниях к событиям 15-летней давности, предположим, что времена их юности и первой любви пришлись примерно на 1895 год. Предположим, тогда же были пошиты и лучшие верины вещи - часть из которых она использует до сих пор. То, что Вера была достаточно привередливой невестой, родовитой и вовсе не бесприданницей, свидетельствует недовольство ее матери настойчивыми визитами Стрешнева. Итак, легкие, но старомодные меха и затейливая шляпка:
Совсем иначе выглядят модные меха в 1912 году - во время действия рассказа "Последнее свидание", когда постаревшая Вера навсегда прощается с опустившимся Стрешневым. Эта же картинка проиллюстрирует нам наряд Люлю, героини другого рассказа Бунина.
Перейдем к рассказу "Князь во князьях". Люлю - молодая девушка из разорившейся дворянской семьи. Недавно умер ее отец, оставив жене хозяйство настолько расстроенное, что вся семья втихомолку мечтает сбыть с рук родовую усадьбу. Но мечты не сбываются, Люлю с матерью едут на зиму в Москву, где первая выходит замуж за совершенно неинтересного ей человека, театрала с деньгами - и страстью к романам с актрисами. Сама Люлю принимает правила игры - и вот уже она кутит вместе с мужем, его пассией и влюбленным в нее, Люлю, певцом, в Стрельне.
"Люлю, в дорогих легких мехах, в средневековом бархатном берете, печальными, молящими глазами, уткнув лицо в муфту необыкновенной величины, смотрела на сидящего напротив молоденького сумского офицера".
На самом деле, при первом упоминании о Жердинском - театрале, остроты которого были известны на всю Москву, неясно, отчего Люлю выбирает его себе в мужья. И только описание берета и муфты дают нам разгадку: Жердинский не просто театрал и острослов, он очень богат. Ни мать, ни сама Люлю не смогла бы приобрести такие меха и уж точно такую муфту.
В финале просто насладимся бунинским описанием кутежа в Стрельне.
"Жизнь в Стрельне, у Яра только начиналась. Весело было входить туда, в огни, тепло, блеск зеркал, теплый воздух, пахнувший сигарами, шампанским и жареными рябчиками, отряхивать морозный снег с мехов, кидать их на руки ловких людей в поддевках и помогать дамам, шуршащим шелком юбок, раскрасневшимся и сияющим с мороза, расстегивать ботинки!"
И о ботинках. Конечно, в то время состоятельные дамы уже имели в гардеробе не только ботиночки для зимних поездок на прогулку, но и специальную обувь для игры в теннис, скалолазания и лыжных прогулок. Но в данном случае мы видим, что дамы снимают ботиночки перед посещением ресторана, куда они, скорее всего, приехали из театра. Не забываем, что это всё-таки еще Прекрасная эпоха, а не наше с вами школьное детство, значит, "сменка в мешочке" исключена. А что не исключено? Галоши, в которые ставятся уже обутые в вечерние туфельки ножки!
О том, как одета героиня рассказа "Чистый понедельник", я писала тут.
Подписывайтесь на мой блог "Мода в книгах", я одеваю ваших любимых героинь. Лайки приветствуются, комментарии читать не умею)